Найти тему
Захар Прилепин

ВАКУУМ БОРИСА КОРЧЕВНИКОВА

На мой текст, где я предлагал представителям «правой», «белой» идеи мирно жить в одной стране, написал весьма эмоциональный ответ телеведущий Борис Корчевников, суть которого сводится к следующему: никакого перемирия сторонникам «социализма» быть не может в принципе.

Далее Борис не менее эмоционально оспаривает мою фразу о том, что в советской культуре имела место преемственность.

Он пишет: "Что?!?»

Он пишет: «Все приведённые примеры - воскрешенные советской пропагандой имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного и прочих - это оттого, что за первые 20 лет выкорчевывания прежней страны "советское" ничего "советского" не предложило. Вакуум».

Итак, рассмотрим, как «советское» ничего «советского» не предложило.

Я просто приведу список лучших советских книг из «Литературной газеты» за 1937 год, которые были написаны в первые 20 лет советской власти – а верней, даже в первые 17 – потому что до 1920 года шла Гражданская война, и было не до этого. Итак.

1-2.“Тихий Дон” и “Поднятая целина” Шолохова

3-4. “Разгром” и “Последний из удэге” Фадеева

5. “Железный поток” Серафимовича

6. “Как закалялась сталь” Островского

7. «Белеет парус одинокий» Катаева

8-9. «12 стульев» и «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова

10. “Дорога на Океан” Леонова

11. “Бронепоезд 14—69” Всеволода Иванова

12. «Пётр Первый» Алексея Толстого

13. «Цусима» Новикова-Прибоя

14. «Пушкин» Тынянова

15. «Разин Степан» Чапыгина

16. «Капитальный ремонт» Соболева

19. «Кара-Бугаз» Паустовского

20. «Педагогическая поэма» Макаренко

21. «Зависть» и «Три толстяка» Олеши

22. рассказы Зощенко

23. повести и рассказы Андрея Платонова.

24. «Города и годы» Федина

25. “Чапаев” Фурманова

Вскоре появится роман «Два капитана» Вениамина Каверина.

Обычно в ответ на подобные списки наши рассерженные националисты пишут про «плевать на вашу жидовскую советскую литературу», но тут, увы, засада. Евреев в приведённом всего два – соавтор Петрова Ильф, и собственно Каверин. Главные книги советской литературы написали русские люди.

Все эти книги написаны, подчёркиваю, до «правого» сталинского поворота.

Назвать эти невероятные свершения – «вакуум», - ну, не просто перебор. Это ложь.

Можем ли мы составить равноценный список в качестве отчёта за минувшие 20 лет?

Нет.

Причём мы ещё не перечислили невероятный поэтический взрыв той же эпохи: «Двенадцать» и «Скифы» Блока, революционные поэмы и «Анна Снегина» Есенина, а так же: Маяковский, Луговской, Борис Корнилов, Павел Васильев, молодой Симонов, молодой Твардовский, будущее поколение великих фронтовиков: Наровчатов, Исаковский, Луконин - тоже, к слову, русские люди, принявшие революцию, написавшие о том классические стихи и поэмы.

Идём дальше.

Ещё раз воспроизводим цитату.

«Все приведённые примеры - воскрешенные советской пропагандой имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного и прочих - это оттого, что за первые 20 лет выкорчевывания прежней страны "советское" ничего "советского" не предложило. Вакуум. Пришлось достать убранные на антресоли святых и героев».

Рассказываем, Борис, только малую часть того, что было «выкорчевано» в жанре исторического романа в те же самые плюс-минус 20 лет,  — в основном, до того, пока Сталин не «достал с антресолей».

1-3.Юрий Тынянов «Кюхля» (1925), «Подпоручик Киже» (1927), «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2);

4. Новиков-Прибой «Цусима» (1932-1935);

5-6.Георгий Шторм «Повесть о Болотникове» (1930), «Ломоносов» (1930);

7-8.Валентин Костылёв «Жрецы» (1937) об эпохе Елизаветы Петровны, «Козьма Минин» (1939);

9.Бородин «Дмитрий Донской» (1934-1940);

10. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда» (1937—1939), посвящённая обороне Севастополя в 1854—1855 годах.

Есть ли у нас, извлечённых ныне из большевистского вакуума, соразмерное количество написанных в минувшие 20 лет замечательных исторических романов?

Нет.

Идём дальше.

Борис пишет: «Культуру изнасиловали малевичами, который показательно разбивал античные и классические статуи в Академии художеств - видимо тоже из чувства горячей преемственности».

Здесь я просто приведу список советских «малевичей» - крупнейших живописцев, чьи работы узнает любой более менее образованный человек. Классические их работы тоже приходятся в основном на те годы, когда «культуру изнасиловали малевичами».

Итак: Александр Дейнека, Александр Герасимов, Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Митрофан Греков, Козьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь, Александр Лактионов, Дмитрий Налбандян, Георгий Нисский, Михаил Нестеров, Юрий Пименов, Аркадий Пластов, Владимир Серов, Анатолий Ян-Кравченко, Михаил Авилов, Фёдор Богородский.

Забейте в поисковик десяток-другой приведённых ниже работ, уверяю вас, вы будете ошарашены и вознаграждены.

Греков «Тачанка» (1925) и «Трубачи Первой Конной» (1934).

Иогансон «Рабфак идёт» (1926).

Богородский «Беспризорные» (1926) и «Матросы в засаде» (1927).

Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928).

Юон «Конец зимы» (1929) и «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1941).

Грабарь «Светлана» (1933).

Нестеров «Потрет скульптора Шадра» (1934).

«Новая Москва» Пименова (1937).

Дейнека «Будущие лётчики» (1938).

Пластов «Купание коней» (1938).

«Прорыв польского фронта» (1927) Авилова, и его же классическая «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943).

Исторические работы Лансере и Павла Корина.

Я, к слову, могу ещё два раза по столько перечислить шедевров первых двадцати лет после революции.

Это был беспрецедентный расцвет. Не «культуру изнасиловали малевичами», а, настаиваю, беспрецедентный расцвет живописи. Тоже, к слову, титульный народ постарался по большей части. И даже Иогансон вовсе не еврей.

В минувшие 30 лет мы в сфере живописи, увы, упали на несколько порядков ниже, в сравнении с тем, что происходило тогда.

Говоря о скульпторах, назовём имя, конечно же, Веры Мухиной. «Рабочий и колхозница» (1937).

В конце 30-х начинает работать Евгений Вучетич, создав в течение нескольких лет портретные бюсты Суворова, Кутузова, Багратиона и Дениса Давыдова.

Музыка?

В конце 20-х начинает работать Шостакович, гений, сын поляка и русской.

Пишет симфонии «Симфоническое посвящение Октябрю» и Первомайская», оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова, в 1937 году – великую Пятую симфонию, восхитившую, к слову, Сталина.

Шостаковича у нас сегодня нет.

Тогда же работает Александр Васильевич Александров, гений, создавший сильнейший в мире хор, и написавший ряд блистательных песен, посвящённых Красной армии, в том числе «Непобедимая и легендарная».

Александрова у нас сегодня — нет.

Тогда же работает Исаак Дунаевский, ещё один гений, его песни звучат в фильмах «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) – и мы до сих пор их знаем наизусть, и уверены, что «Ой, цветёт калина» или «Каким ты был, таким ты и остался» - это народные песни.

Тогда же работают братья Покрасс, чьи песни и без малого сто лет спустя – на слуху у всей страны.

Тогда же приходят в музыку Никита Богословский, Василий Соловьёв-Седой, Тихон Хренников, Анатолий Новиков – кстати, русские всё мужики, и тоже с явными признаками гениальности.

Наконец, в 30-е ещё один непомерный гений – Георгий Свиридов пишет концерт для фортепиано № 1 и Симфонию № 1 (1937).

Это «вакуум»? Да вы смеётесь, что ли?

А советское кино? Советский кинематограф в 20-е и 30-е – один из ведущих в мире, прорывной, потрясающий. Даже не буду начинать перечисление, а то затянется.

Эх, друзья, друзья.

Зачем же вы так – о своём собственном, говорю, русском народе? О великих его удачах и победах?

О невероятном прорыве в первую очередь русской нации, и, более того, русского простонародья?