Сегодняшняя статья о многогранном и самобытном художнике; мастере пейзажа, жанровой картины, портрета, книжной графики, театрального искусства - Борисе Михайловиче Кустодиеве (1878—1927). А еще кроме всего перечисленного - скульпторе малых форм. И пусть таких работ он создал немного, но они оставили яркий след в истории русского фарфора
Кустодиев родился в Астрахани, в небогатой семье. С детства мальчик видел пестрые витрины магазинов, шумные астраханские базары, яркие вывески, оживленную жизнь города. Главным увлечением юного Кустодиева стало рисование
В 1896 году он уехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Через 2 года перешел в мастерскую Ильи Репина, который очень хорошо отзывается о начинающем художнике
Осенью 1903 года за конкурсную картину "Базар" в деревне Кустодиев был удостоен звания художника и права поездки за границу. Вместе с семьей он побывал во Франции и Испании. В 1915-1916 годах Кустодиев создал такие работы, как "Девушка на Волге", "Красавица", "Купчиха", "Московский трактир", "Масленица"
От полотен Кустодиева исходит огромная энергия, бодрость, радость, любовь к жизни. Трудно представить, что создавал их тяжелобольной человек. Неизлечимая болезнь позвоночника приковала 38-летнего художника к креслу, а картины он писал лежа на кровати…
После революции 1917 года, кроме физического недомогания, Кустодиеву приходилось писать своих "Купчих" в тяжелое время голода, холода и нищеты. Мастер же изображал своих "Купчих" здоровыми, сильными, красивыми и нарядными - в дорогих мехах, роскошных шалях, шелковых платьях и драгоценностях. Возможно эти картины были воспоминанием и сожалением художника по утраченному времени?
В 1923 году по заказу Сергея Чехонина, Кустодиев создает несколько скульптурных форм - "Купец в шубе", "Купчиха на прогулке", "Гармонист", "Девушка" (Плясунья), скульптурная коробочка "Купчиха с кошкой на сундуке"
Первоначальные модели Кустодиев выполнил из темно-серого пластилина. Затем к нему домой приехал скульптор Яков Троупянский с мастером формовщик, переведшие в гипс все работы
Гипсовые отливки, а их по словам сына художника, Кирилла Кустодиева, их было от 3 до 5 экземпляров с каждой модели, автор собственноручно раскрасил акварелью. Для "Девушки" предусматривалась следующие варианты: в красной кофте /душегрейке/ с черным мехом, юбка черная, чулки белые в красную полоску, сапожки черные. Кофта с цветами, сапожки с ушками и резинками. Гармонист - в черном романовском полушубке, валенки коричневые, шарф красный пестрый
В итоге только "Гармонист" и "Девушка" были переведены в фарфор, пошли в серийное производство и стали широко известны. Они выпускались сначала на Волховской ФФ, а затем и на ЛФЗ - в 1920-30х, 1960х годах. В конце 1920-ых годов, взяв за основу собирательный образ Кустодиевских "Купчих", фарфорист Наталья Данько создаёт свою фарфоровую коробочку-пудреницу "Купчиха"
Еще одна очень реалистичная фарфоровая Купчиха, будто только сошедшая с полотен Кустодиева, была выполнена на современной Мануфактуре Филимоновых, Санкт-Петербург
Даже в самые беспросветные времена, полотна Кустодиева лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Художник создал яркую галерею крестьянских и купеческих образов безвозвратно ушедшей России, какой её не будет больше никогда…
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!