Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Драматургия жизни в читинском театре вековой давности

Сюжеты в газетных публикациях иногда красноречивее говорят о том, что волнует горожан в определённый период, нежели всевозможные исследования. Вопросы «около искусства» нередко подменяют вопросы искусства как такового. В 1908 году театральное дело в Чите гремело на всю страну, за событиями следили в центральной прессе – и читатели ждали каждого выпуска, как новой серии захватывающего сериала. Но резонанс вызвал вовсе не спектакль. Занимательная читинская история развернулась на страницах петроградского журнала "Театр и искусство". Первая публикация - 27 января 1908 года, заключительная – 21 декабря того же года. Серия 1. Постоянного театра в начале века в Чите не было, труппа собиралась на сезон под руководством какого-нибудь антрепренера, приезжали гастролеры. В январе дело началось с того, что театральные организаторы – господа Долин, Кравченко и Карамышев прогорели в Чите так же, как незадолго до того в Иркутске. Не уплатили артистам за работу, но, как увидим дальше, не отчаялись.

Сюжеты в газетных публикациях иногда красноречивее говорят о том, что волнует горожан в определённый период, нежели всевозможные исследования. Вопросы «около искусства» нередко подменяют вопросы искусства как такового. В 1908 году театральное дело в Чите гремело на всю страну, за событиями следили в центральной прессе – и читатели ждали каждого выпуска, как новой серии захватывающего сериала. Но резонанс вызвал вовсе не спектакль. Занимательная читинская история развернулась на страницах петроградского журнала "Театр и искусство". Первая публикация - 27 января 1908 года, заключительная – 21 декабря того же года.

Серия 1.

Постоянного театра в начале века в Чите не было, труппа собиралась на сезон под руководством какого-нибудь антрепренера, приезжали гастролеры. В январе дело началось с того, что театральные организаторы – господа Долин, Кравченко и Карамышев прогорели в Чите так же, как незадолго до того в Иркутске. Не уплатили артистам за работу, но, как увидим дальше, не отчаялись. Тем временем читинские артисты – 23 человека! – перешли в антрепризу г.Рамазанова и с успехом играли спектакли с громкими названиями: «Горе от ума», «Уриель», «Гамлет», «Семья преступника». Забавно, но спустя сто лет актерские фамилии в труппе повторяются. Тем временем Долин решил поправить свое положение на площадке цирка, где с верхнеудинскими актерами (они остались без своего театра после пожара) поставил «Царя Фёдора». Несмотря на не менее громкое название, сборы были совсем небольшими – всего 40 рублей, с которыми г.Долин и скрылся из Читы 18 января.

-2

Серия 2.

Не прошло и месяца, как антрепризу г.Рамазанова тоже постиг крах! Снова долги артистам – почти 800 рублей, снова неопределенность. Но медлить некогда – труппа организовалась сама на основе товарищества. Режиссером выбрали режиссером г. Колесова. При всем этом ключевой темой, интересовавшей прессу и общественность, стала пощечина – руководитель ударил простого рабочего! Как всегда, «хотели как лучше». Долин, покидая Читу, не уплатил не только артистам, но и рабочим. Рамазанов решил исправить оплошность предшественника и организовал вечерний спектакль, выручку от которого планировал пустить на уплату долга. В планах антрепренера четко прорисовывались «450 рублей дохода», из которых добрых 200 планировалось заплатить собственно рабочим. Работала и схема «помоги себе сам»: обязанность распространить билеты на вечерний спектакль легла на плечи собственно рабочих, которые ходили по городу и продавали билеты, а кое-где даже умудрились получить и пожертвование (спойлер – в колбасной лавке так расщедрились!). В общем, подошли очень ответственно, особенно старался старший рабочий – вполне удачно прошел по улице Амурской. Но, когда сели считать выручку, оказалось, что едва набралось 192 рубля. Вот тут план г.Рамазанова рухнул, в очередной раз театр ушёл в минус и антрепренер не нашел ничего лучше, чем дать «рабочим 5 рублей на водку и …пощечину». Письма с возмущениями в тот же день полетели в Петроград – в редакцию журнала «Театр и время».

​​Серия 3.
Ситуация с пощёчинами глазами рабочих. Они, как уже говорилось, писали в реакцию журнала, рассказывая о случившемся. Можно только предположить, каким невероятным слогом написано было всё письмо, но завершалось изумительно иронично: «г. Рамазанов пишет в своем письме, что когда Долин, уезжая, не заплатил рабочим жалованья, то ему от души стало жаль рабочих, и он бросился на помощь им. Но не успел отколотить всех, а только одного первого попавшегося удостоил своей помощью. Теперь находимся в крайне затруднительном положении, так как всего жалованья не получили от него; едва ли найдется еще такой отзывчивый антрепренёр, как г. Рамазанов. С почтением имеем честь быть рабочие: Афанасий Байдасов, Михаил Варакин, Сергей Воробьев, Егор Федякин, Александр Кустов, Андрей Тайров».
Высокий слог и манера выяснять отношения через письма с задержкой реплик на пару недель – done.
Серия 4.

Г.Долин тем временем не сдавался и, должно быть, посчитал, что зимнее фиаско к весне забыто, и можно сделать еще одну попытку непотопляемого и неуёмного театрального предпринимателя. 30 марта в №13 «Театр и искусство» коротко сообщает: «Е.М.Долиным снят театр на три года. В ближайшую зиму будет драма». Драма, действительно, была. Не обманул. И даже трагедия.

​​Серия 5. Театральный май в Чите прошел неплохо, выступала опереточная труппа Розанова. Лето горожане прожили без творческих потрясений. Осенью началась подготовка к обещанной драме. В октябре собралась новая труппа -26 человек! По традиции, руководитель и сам вошел в труппу – главным режиссером. Помощниками взял г.Улиха (ответственный режиссер), г.Швец (помощник режиссера), г.Самарина (суфлер). Открытие сезона назначили на 10 октября.

​​Серия 6. Казалось бы, наконец-то всё утряслось и театральному сезону в Чите быть успешным. Но 1908 год в Чите явно не был удачным для театральных людей. 23 ноября театр сгорел до основания. Конечно, погибло и всё театральное имущество: «Застраховано не было. Убыток 15 тысяч рублей», - написал сам Долин. Но главная трагедия – пострадали многие работники, одна артистка погибла. К декабрю в редакцию пришли подробности от очевидцев события.

Серия 7. В двадцатых числах декабря до столицы дошли подробности произошедшего. Настроение было далеко не новогоднее. «Театр и искусство» №51 (21 декабря 1908) «Сообщаем подробности пожара в театре, где играет драмтруппа Е.М.Долина. Публики в театре не было, иначе могла бы произойти грандиозная катастрофа. Пожар заметили не сразу. В то время, как в мужских уборных, под сценой и на сцене бушевал огонь, в женских уборных еще оставались артистки. Когда их уборные наполнились клубами дыма, часть их успела выскочить в боковой проход и спастись через зрительный зал. Оставалась в своей уборной артистка Арондар, у которой сидел больной Лаврецкий. Электричество потухло, наступила темнота. Артисты стали задыхаться. Арондар выбила стекло и, увлекая за собой Лаврецкого, бросилась к двери на сцену. Но путь был отрезан огнем. Она попыталась пробраться к выходной двери, но она была заперта. Лаврецкий попробовал вышибить дверь, г-жа Арондар закричала, огонь настигал артистов. К счастью крики были услышаны. Снаружи послышались возгласы «Рубите дверь! Там люди!» Раздались быстрые удары топоров, дверь затрещала и рухнула. Артист Лаврецкий упал в снег, его оттащили и он некоторое время лежал в снегу без движения. Потерявшая сознание Арондар была отправлена в больницу. Через ту же дверь был вынесен в бессознательном состоянии помощник режиссера Швец. Реквизитор и декоратор выскочили через окно. Артистка Чаргонина, получившая страшные ожоги, умерла через несколько часов. Кроме того, пострадали еще 4 рабочих. 24-го состоялись похороны трагически погибшей г-жи Чаргониной. Публика и товарищи сопровождали покойную до могилы. Очень тяжело положение Лаврецкого, Швеца и одного из рабочих».

Театральные здания в Чите, как и во многих городах, горели нередко. Если листать старые книги приказов - то почти всю первую половину двадцатого века маленькие возгорания и вовсе были делом обычным. Свечи использовали в повседневной жизни часто, присматривали за ними кое-как. Бывало, здания восстанавливались. В 1970-м, например, из сгоревшего театральный коллектив перебрался в новое - свежепостроенное, то самое, которое сейчас закрыто на реконструкцию и капитальный ремонт. Теперь-то уж за пожарной безопасностью следят чётко - и занавес специальный, и декорации пропитываются спецраствором, и открытого огня нет.

Тем временем в театральной России...

Пока в Чите шел непростой, сумбурный и не всегда творческий 1908 год, в столицах театральная жизнь, как всегда, кипела. Поэтому 1908-й в театральной истории страны остался как год открытия первого русского театра-кабаре «Летучая мышь» (29! февраля, силами артистов МХТ). Сергей Дягилев в это время провел в Париже первый русский сезон с оперой «Борис Годунов», правда, финансово прогорел, зато успех у публики превзошел ожидания. А в сентябре 1908-го МХТ впервые поставил «Синюю птицу» Мориса Метерлинка. Тот самый спектакль, в котором Станиславский впервые смог представить на сцене фантазию и сущность вещей. Новаторская для своего времени постановка пережила рекордное количество поколений актеров и зрителей, до сих пор (после реконструкции в 2019-м) идет в своем первоначальном варианте на мхатовской сцене (теперь в МХТ им.Горького). Кстати, первым представлением театра-кабаре «Летучая мышь» была пародия на «Синюю птицу».