Найти тему
О прожитом и узнанном

Это что, новые тенденции отечественного театра?

На тему этой статьи я вышел случайно, увидев на «Культуре» в конце «новогодних каникул» «Хрустальный бал "Хрустальной Турандот" в честь 95-летия театра "Ленком Марка Захарова".

Из открытых источников.
Из открытых источников.

А к концу той программы, посвящённой заявленной теме рождения, становления и периода огромной славы этого театра и его коллективов разной поры, сделал для себя неожиданное открытие.

Но расскажу всё по порядку.

…На канал переключился случайно, действо видел не с начала.

Поначалу всё шло, как обычно, в духе актёрских капустников.

Рассказ об истории театра, о людях с ним связанных, и о главном из них – Марке Захарове – перемежался сценами из наиболее известных, прославивших театр и актёров спектаклей.

Нынешними артистами театра были сыграны сцены из спектаклей "Поминальная молитва", "Женитьба", "Шут Балакирев", "Безумный день, или Женитьба Фигаро". На сцену пели все актёры, которые играли и играют ныне роли графа Резанова и Кончиты в поистине легендарной рок-опере "Юнона" и "Авось".

К моему сожалению, не был упомянут спектакль, с которого я для себя открыл этот театр и актёра, игравшего в нём главную роль: «Тиль» с Николаем Караченцовым.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Всё было, в общем-то, традиционно, в зале телевизионщики выхватывали своими объективами знакомые всем нам лица.

Меня, правда, всякий раз раздражал какой-то тип в зрительном зале, сидевший в шляпе. Нет, это был не Михаил Боярский. Вспомнилось, что даже неграмотный Джанго знал, что в помещении мужчины снимают шляпу.

Особенно возмутило, что этот «театрал» не снял шляпу, когда все встали, поминая, при перечислении людей, в разные годы ушедших из театра в мир иной.

Но этот эпизод сочтём за лирическое отступление автора.

Удивило другое.

В числе помянутых, портреты которых с датами их жизни были показаны зрителям, был и мой сосед по дому, с которым и его женой я, хотя не близко, был знаком – главный художник, режиссёр-сценограф спектаклей: "Жестокие игры", "Юнона и Авось", "Оптимистическая трагедия", "Мудрец", "Поминальная молитва", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Чайка", "Варвар и еретик", "Шут Балакирев", "Ва-банк" Олег Шейнцис.

К сожалению, о его творчестве, о его вкладе в успех постановок в тот вечер достойно упомянуто не было, этак вскользь назвали его.

К слову,

образ «Золотой маски» — придумал и создал российский сценограф, народный художник России О. А. Шейнцис,

Зато ближе к концу юбилейного вечера сначала ведущая вечера Турандот - Олеся Железняк, комплементарно и откровенно льстиво выделила директора театра Марка Варшавера.

За ней одна из актрис не только в своей песне на сцене опять же с придыханием вспомнила директора, но потом преподнесла ему корзину цветов в зале.

А уж после выступления Хазанова в образе Айвазовского, упоминавшего директора, и целого коллектива молоденьких актрис, не только восхвалявших в своём музыкальном номере всё того же Варшавера, но в финале выступления повернувших в его сторону плакатики с надписью «Дайте роль», я слегка опешил.

Я по своей, наверное, театральной отсталости всегда считал главным в театре главного режиссёра, художественного руководителя, но кто когда-либо знал имена театральных директоров, кроме самих театральных людей?

А уж когда «Хрустальный бал…» в честь театра плавно перешёл в

«ХРУСТАЛЬНЫЙ БАЛ ХРУСТАЛЬНОЙ ТУРАНДОТ»
в честь кавалера орденов «За заслуги перед отечеством» III и IV степеней,
ордена Александра Невского, ордена Дружбы,
лауреата Первой театральной премии «Хрустальная Турандот»,
главы «Директорской Ложи Театров Москвы»
заслуженного деятеля искусств России, директора театра
Марка Варшавера»

я окончательно озадачился: что-то пропустил в театральной жизни, какой-то крутой поворот.

Решил освежить свои знания о театральной жизни с помощью интернета. И узнал следующее.

В 2019-м после смерти главного режиссера «Ленкома» Марка Захарова, управлявшего театром в течение 46 лет, Марк Варшавер, соратник и правая рука мэтра, совместил обязанности директора и художественного руководителя одной из лучших сценических площадок России.
Из открытых источников
Из открытых источников

Заодно узнал кое-что из уст самого Варшавера

«Место художественного руководителя, которое было свободно в штатном расписании театра, теперь аннулировано. И вместо художественного руководителя ввели должность главного режиссера. Главный режиссер подчиняется директору театра. Меня сохраняют в качестве директора. И я с Алексеем Франдетти заключаю срочный договор на работу в театре главным режиссером», — сказал Варшавер».

Вот, оказывается, почему молодые актрисы со сцены и в телеэфире на глазах всего честнОго народа просили роль не у режиссёра, не у главного режиссёра, а у директора театра.

Это раньше директор театра играл очень нужную, но незаметную для зрителя роль нечто среднего между завхозом и администратором. Не случайно, в той же статье о годах управления Варшавером театром про него сказано, что

«При Варшавере в «Ленкоме» не бывало протечек, погасших лампочек или форс-мажоров».

Теперь же, судя по всему, как говаривали раньше, для своих подчинённых он «царь, бог и воинский начальник».

Опять же, из биографии того же Варшавера узнал, что

В 1979 году Марка Борисовича пригласили на работу в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола, где он вскоре стал главным администратором, а после получения профильного образования на экономическом факультете ГИТИСа перешел на должность директора.

Узнал и то, почему на том вечере зрителям было показано фото кадра из фильма «Надежда», в котором герой вечера снялся в мимолётном эпизоде. Оказывается, он

В 1969году окончил Горьковское театральное училище. В 1972—1979 работал актёром в Московском областном драматическом театре.

Выходит, изначально имел отношение к театру и театральному искусству.

Почему я зацепился за этого директора театра?

Просто, в тот вечер после увиденного тут же на память пришёл герой Андрея Миронова из фильма, поставленного Марком Захаровым. Помните, того, что про бабочку пел…

А ещё почему-то вспомнился один американский кинопродюсер, недавно прославившийся на весь мир…

У памяти странное свойство.

Похоже, в духе нынешнего времени теперь не талант режиссёров, актёров станет главным на театральной сцене, а директорские предпочтения, от них будет зависеть, кто станет ставить спектакли, играть в них.

И такая практика, видать, становится повсеместной, не зря ж появилась «Директорская Ложа Театров Москвы».

Опасаюсь, что вслед за кинематографом сойдёт на нет и театральное Искусство. Первые симптомы этого заметны: в наступившие годы "свободы" утихла прежняя слава Таганки, "Современника", да и Ленком, похоже, держится на заделе Марка Захарова и Олега Шейнциса.

Разве что, молодость и талант Алексея Франдетти возродит прежнюю славу театра.

Если такое случится, то первым признаю правоту театральных преобразований.

Пока же трудно принять ту откровенную лесть, что лилась со сцены на нового "хозяина" славного театра в Рождественский вечер.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.