Вопрос: «Откуда берется позиция жертвы? У меня с 30-ти лет всё плохо стало».
Она ниоткуда не берется. Человек таким рождается, зависимым. И если не приобретает навыки самостоятельности, то и остается зависимым, когда физически вырос взрослым. А умственное развитие и навыки приспособления к жизни остаются как у пятилетнего ребёнка или десятилетнего. Без родителей и без заботы о нём такой человек жить не может. Не прошел отделение (сепарацию). Не научился себя отличать от других людей и брать за себя и свою Жизнь ответственность.
Личностно не вырос, не повзрослел. Не стал самостоятельным и остался инфантильным, не приспособленным к жизни. Так и остался с детства зависимым. А к 30-ти годам только начинает это осознавать.
И вот это осознание, что не хватает навыков для жизни, и есть первые шаги взросления. Формирование лобных долей мозга. Человек начинает понимать, что то, как он живет в жизни, он сам и создает. Все его проблемы – его же рук дело и неприспособленности к жизни.
Второй шаг – взять ответственность за свою жизнь и начать эти навыки приобретать.
Почему с ним взрослость и самостоятельность не произошла, не случилась? А не произошла по одной и той же причине, как и у многих: потому что он для своего развития и взросления ничего не делал. И если с детства человек не развивает самостоятельность – а для этого нужна поддержка взрослых – тогда он начинает деградировать в позицию жертвы.
Сначала, когда ребёнок был маленький, он был зависимым. Потом, по мере взросления, должен становиться всё больше самостоятельным и брать ответственность за свою жизнь. Если не брал и не развивался, то к взрослому состоянию так и остался зависимым и инфантильным.
И тогда в мире взрослых людей такой человек оказывается беспомощной жертвой, который бегает за людьми и цепляется, чтобы они за ним ухаживали, вместо того, чтобы быть взрослым и создавать с людьми отношения на равных, как взрослая и самостоятельная личность.
С уважением, ваш психолог Ренат Владимирович Петрухин