Святками называются 10 праздничных дней между Рождеством Христовым и Богоявлением (Крещением). Временем, когда все православные продолжают славить Спасителя и радоваться Его Рождению. А самые вдумчивые задаются вопросом: как проникнуться духом этого великого события и сохранить радость праздника на все Святки?
Нам в помощь тропарь и кондак Рождества Христова, приглашающие всю Вселенную разделить радость праздника. Вчитаемся в их короткие, но такие ёмкие и торжественные строки.
Кондак праздника:
«Дева днесь Пресущественного раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырями славословят,
Волсви же со звездою путешествуют:
Нас бо ради родился Отроча младо,
Превечный Бог».
Перевод: «Дева сегодня грядет неизреченно родить в вертепе Предвечное Слово, ликуй, Вселенная, услышавши, прослав с ангелами и пастухами хотящее явиться Дитя - Предвечного Бога».
Тропарь праздника:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе».
Перевод: «Рождество Твое, Христе Боже наш, осветило мир светом Разума, ибо в нем (в этом свете) те, кто поклонялись звездам (волхвы), были звездой научены поклоняться Тебе - Солнцу правды, и познать Тебя с высоты Востока, Господи, слава Тебе!»
Здесь Спаситель не просто сравнивается с «Незаходимым Солнцем», как сравнивали Бога еще в языческие времена Древнего Рима. Христос назван Солнцем Правды, осветившим всю Вселенную Своим светом. Он – Истина, призванная восстановить порядок, созданный Самим Богом во время сотворения мира: «Господи, Боже мой, рождественское пение воспою Тебе, дающему мне возрождение Твоим Божественным рождением и возводящему меня к изначальному благородству».
Отныне, с момента воплощения Богочеловека, вечный день озаряет и рассевает тьму духовной ночи, возвращает мир к его естественному состоянию до грехопадения. Становится возможным обращение к Господу человека, обремененного плотью и временем.
Кондак службы Рождества Христова последовательно вспоминает евангельские события, соединяя рассказы двух евангелистов Луки (2:1-12) о Младенце, лежащем в яслях, о пастухах, призванных ангелом, чтобы воздать поклонение Ему; и Матфея (2:1-12) о волхвах, принесших свои дары с Востока.
Какое уникальное соединение трогательного умиления и восхищенного преклонения перед непостижимым единением Небесного и земного находим мы в этом как в этом рождественском кондаке, принадлежащем перу Романа Сладкопевца! В нем один яркий образ сменяет другой.
Богородица «рождает» и остается Девой, дает жизнь Тому, Кто выше всего в мире. Земля дает вертеп - приют Тому, к самой мысли о Котором сложно приступить. Далее рисуются одна за другой две картины параллельно развивающихся событий - на земле и на небе. Ангелы славословят Бога на небе, а пастухи делают тоже самое на земле. А по ней идут волхвы по направлению, указанному им звездой. Смысл заключается в том, что ради нас и нашего спасения от смерти духовной родился Христос-Младенец. В Его распоряжении лишь несколько мгновений человеческой жизни, но Он уже существовал до того, как вообще начался отсчет времени.
К суровой наивности и простоте стиля евангельского изложения событий богослужебная поэзия добавляет интонации духовного умиления. «Нас бо ради родился отроча младо» - дите, родившееся, чтобы умереть за человечество, чтобы быть принесенным в жертву - образ, призванный и растрогать, и вызвать желание петь хвалебную песнь Иисусу Христу. Характер создания образа Иисуса Христа в то же время методично следует церковному догмату о Его Богочеловеческой природе: Он Бог и человек одновременно; и потому, с одной стороны Он - «Предвечное Слово», с другой - «Отроча младо».
Праздник Рождества Христова кроме радостной стороны имеет и печальную. Текстами рождественской службы Церковь напоминает нам: Рождение Спасителя было вызвано фактом человеческого грехопадения; для Бога оно стало печальной необходимостью, последним средством спасения всего человечества. Родившегося Сына Божьего ожидали страдания. Он физически умер позорной и мучительной смертью на Кресте после предательства, бичевания, пощечин, плевков. И как Человек был предан «борению» (Лк., 22,4) с животным страхом смерти и тоской одиночества. Но это будет потом.
А пока великая радость слышится в рождественских песнопениях:
«Христос раждается, славите:
Христос с небес, срящите (встречайте);
Христос на земли возноситеся!
Пойте Господеви вся земля,
и веселием воспойте людие, яко прославися».
А как вы сохраняете дух Рождества Христова в эти святочные дни? Какие старинные традиции Святок соблюдались или соблюдаются в вашей семье? Расскажите в комментариях.
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь