Найти тему
СовКино

"Последний поезд в Рождество": мудрый и красивый фильм-притча о том, "что было бы, если..."

"ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД В РОЖДЕСТВО" ("Last Train to Christmas", Великобритания, 2021). Режиссер Джулиан Кемп.

Закончились, едва начавшись, новогодне-рождественские каникулы, а это значит, что пора прекращать обсыпаться конфетти, обпиваться шампанским, объедаться оливье и смотреть всякую лабуду типа "Отпуска по обмену", "Семьянина", "Дневника Бриджет Джонс"...

Тем более, что попался мне тут случайно, не побоюсь этого слова, -- шедевр.

Я не буду подробно описывать сюжет фильма "Последний поезд в Рождество", а всего лишь быстренько пробегусь по нему. Потому что очень хочу, чтобы каждый из вас его посмотрел и оценил по-своему. Здесь это особенно важно.

1985 год. Энтони Тауэрса (Майкл Шин), преуспевающего владельца многих ночных клубов и собирающегося открыть ещё несколько, и его неописуемо красивую молодую невесту Сью (Натали Эммануэль) в канун Рождества поезд мчит в Ноттингем. Пара собирается провести там праздник в кругу семьи Тони.

Карьера Тауэрса в этот момент идёт как нельзя лучше, счастлив он и в личной жизни. От полноты чувств мужчина собирается всех, едущих с ними, угостить шампанским. Для выполнения этой задумки он движется в вагон-ресторан.

-2

Но как только Тони попадает в следующий вагон, то оказывается в другом времени. В странном времени и в ином своём воплощении. Это недалекое будущее Тони, и оно выглядит совсем не так привлекательно, как Тауэрс его себе представлял.

-3

В ужасе Тони возвращается в свой вагон. Он понимает, что если ничего не поменяет в собственной жизни, то уже совсем скоро его ждут забвение и нищета.

И начинается суетливое метание главного героя по этому удивительному рождественскому составу. Ведь каждый вагон здесь -- определенный период его биографии. И, чтобы что-то исправить в будущем, нужно непременно успеть как-то подкорректировать прошлое. Эффект бабочки.

-4

Это не всегда просто, потому что приходится узнавать тяжёлые, даже подчас непереносимые вещи -- про себя, про близких. И, в связи с этим, пытаться отменить какие-то события, встречи и повороты судьбы. Или, наоборот, что-то важное и нужное, чего раньше не удавалось, -- совершить...

Идея этого фильма, безусловно, не является новаторской. Многие уже обращались к теме "что было бы, если..." Даже не выходя из рождественской тематики. Достаточно вспомнить того же "Семьянина".

Но в "Последнем поезде в Рождество" такой сюжет подаётся под несколько другим соусом. Мучительно ища правильные ответы, Тони Тауэрс натыкается на то, что некоторые проблемы вовсе не имеют решений, как ни изменяй к ним подход. А иные альтернативные линии жизни можно легко и логично подредактировать.

Эта, казалось бы, хаотичная беготня по вагонам, а, на самом деле, по собственной жизни, демонстрирует главному герою фильма то, что существует важное -- и не очень. И есть там один совершенно душераздирающий (но, вместе с тем, и душесозидающий, если можно так выразиться) момент, когда Тони, прибежав почти в самое начало поезда, попадает в очень раннее свое детство и предпринимает абсолютно героический поступок -- для полного изменения судьбы своего брата Роджера.

Тема непростых отношений с братом вообще красной линией проходит через всю картину. Ясно, что Роджер -- главный человек в судьбе Тони, основное мерило его деяний. Нравственный, так сказать, камертон. Их взаимодействие длиной в жизнь искрит тысячей оттенков различных эмоций -- дружба, любовь, соперничество, зависть, непонимание, жертвенность... И наградой за то, что Тони Тауэрс, перенесясь в их детский период, повернул биографию брата совсем в другое русло, -- стало то светлое и нежное, что ждало его в финале, когда состав прибыл на конечную станцию и механический голос сообщил: "Ноттингем. Поезд дальше не идёт".

Не могу не упомянуть отдельно Майкла Шина, исполняющего роль Тони Тауэрса. Его немного смешное, и даже где-то мультяшное лицо -- совершенный актёрский инструмент. Герой Майкла Шина, попадая в разные эпохи, естественно, и выглядел по-разному: менялись наряды, парики...

-5
-6

Но данных аксессуаров можно было и не использовать, потому что этот актёр одним лишь поворотом головы, движением глаз, жестом -- отчаяния, надменности, ликования, усталого ли равнодушия -- с успехом мог бы передать настроение, возраст, время...

-7

Время. Главное наше богатство. То, чего нам постоянно не хватает и, вместе с тем, то -- чему мы так бездарно и тупо позволяем утекать. Занимаемся не тем и не с теми. Идём не туда и не затем (и не за тем). Мы не можем отделаться от иллюзии, что всё делаем верно, ну а если где-то чуть-чуть лажаем, то это ничего, пусть...

А поезд наш летит. Летит со страшной, постоянно увеличивающейся скоростью. Конечная станция -- неотвратима. И прибыть на неё нужно, по возможности, решившим все задачи и сказавшим все слова. Ибо нет ничего безысходнее, чем, при подъезде к своему условному Ноттингему, столкнуться с невозможностью исправить или отменить...

-8

Сова рекомендует. И ещё - Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается находить для вас интересные фильмы и слова, чтобы написать о них. Спасибо, что дочитали до конца.