В последнее время стало модно среди немецких политиков заявлять, что это Россия виновата в том, что были сломаны особые российско-германские отношения. Особенно усердствует на эту тему президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер. К сожалению, немецкие политики не случайно вцепились в этот вопрос: как говорится, «знает кошка, чьё мясо съела», и именно они, в Берлине, сегодня виноваты в том, что поставили под удар и разрушили не просто отношения России и Германии, а будущее всей Европы пустили под откос. Об этом сказал заявил сенатор Алексей Пушков:
«Германия переломала становой хребет прежних отношений, отказавшись от российского газа, поступавшего к ней по "Северному потоку", — написал он в своем Telegram-канале. «Взрыв на газопроводах "Северный поток" и "Северный поток — 2" поставил крест даже на теоретической возможности возобновления поставок в ФРГ. Поставки газа служили основой особых отношений между Москвой и Берлином даже в период холодной войны. Их прекращение отбрасывает ситуацию к периоду до знаменитого соглашения "газ — трубы", заключенному между СССР и ФРГ при Брежневе и Брандте более 50 лет назад».
И дело здесь, разумеется, отнюдь не просто в торговле и отнюдь не только в газе. Просто когда-то давно, в середине прошлого века, ещё было последнее великое поколение европейских политиков, которые слишком хорошо понимали, что новой войны допустить нельзя, и всё для этого делали. А войны всё же возникают по достаточно объективным причинам, и такой промышленной империи, как Европа, были нужны ресурсы (в виде стали, алюминия, прочих цветных металлов и т.д.) и энергия: нефть, газ, уголь. Именно за этим и шли всё новые и новые волны на восток. И чтобы это прекратить было заключено соглашение, достаточно выгодное для всех: Европа получала необходимые нефть и газ, причём не по космическим ценам, а настолько дёшево, что саму Америку обыгрывала в конкуренции. А Россия получала не только валютную выручку, но и некую узду для влияния США, потому что независимая Европа была для нас более выгодна, чем полностью подчинённая Вашингтону (уж это сегодня особенно хорошо стало видно и понятно). Собственно, сделка была взаимовыгондной для России и Европы и во многом – антиамериканской, что опять же было выгодно и России, и Европе. Именно потому, что понимали смысл и важность этих отношений, при любом раскладе сохраняли эту сделку в Москве, а вот Берлин, как и было сказано, подвёл не только саму Германию, но и всю Европу, положив начало прекращению этих отношений. За что несомненно и будет нести всю полноту исторической ответственности.