Часть христиан (прежде всего католики и протестанты) отмечают Рождество 25 декабря, а часть (преимущественно православные) 7 января, но задумывались ли вы, почему так происходит?
Началось всё ещё до рождения Христа. В 45 г. до Рождества Христова Юлий Цезарь, который конечно даже не подозревал о грядущем воплощении бога, вводит в Римской, тогда ещё республике, новый календарь. Дело в том, что старый календарь, по преданию, введенный ещё полулегендарным вторым царём Рима Нумой Помпилием, создавал серьёзные проблемы. Первоначально он был лунным, и включал в себя 12 месяцев разной продолжительности – 4 месяца по 31 дню, 7 месяцев по 29 дней и месяц в 28 дней. Всего получалось 355 дней. Из-за этого календарь не совпадал с астрономическим годом (периодом обращения Земли вокруг Солнца), составляющим в среднем 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды, и связанной с ним смены времён года. На понтификов (жрецов) была возложена обязанность следить за расхождением, и раз в несколько лет для устранения отставания календаря, вводить дополнительный месяц –мерцедоний. Однако довольно скоро великие понтифики превратили это в привилегию и вводили месяцы исходя из своих интересов, например, желая продлить или сократить время правления консулов. Например, известна история про Цицерона, который так устал от государственных забот и рвался уехать из города, что уговорил понтификов не вводить дополнительный месяц и сократить этим срок его полномочий. В итоге ко времени реформы Цезаря календарь был смещён на 90 дней.
Новый календарь, получивший впоследствии название Юлианский, подчинялся строгим правилам. Длительность месяцев стала соответствовать современной, календарный год длился 365 дней, отличаясь от астрономического чуть меньше, чем на шесть часов. Для устранения этой разницы достаточно было вводить дополнительный день – 29 февраля, раз в четыре года. Кстати, именно после реформы Юлия началом года стало 1 января. До этого римский год начинался в марте и, например, декабрь (в переводе с латыни – десятый) был действительно десятым по счёту. А теперь стал двенадцатым. А раз нумерация всё равно сбилась, то пятый месяц – квинтилий, переименовали в честь Цезаря в июль. Юлианский календарь почти без изменений использовался на всей территории Римской империи вплоть до её падения. А в 325 г. Никейский собор постановил считать Юлианский календарь обязательным для всех христианских стран, и он был таковым вплоть до перехода их на Григорианский.
День же рождения Христа неизвестен. В то время у иудеев не было принято как-то особо выделять день рождения (и тем более праздновать), поэтому он ни в каких источниках не указан. Для ранних христиан гораздо более важными были Пасха, связанная со смертью и последующим воскрешением Христа, и Крещение, которое отмечали 6 января по Юианскому календарю (и по сути совмещали с Рождеством).
Примерно в IV веке Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря и оно постепенно стало одним из главных христианских праздников. Вероятно эта дата была выбрана потому, что на неё приходилось зимнее солнцестояние, после которого день начинал удлинятся, и это символизировало пришествие спасителя (ну или ещё почему, я не знаю). А для Благовещенья (возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа) было установлено 25 марта, отстоящее на 9 месяцев от него и совпадающее с весенним равноденствием. При этом солнцестояние и равноденствие были календарными, не совпадающими с астрономическими, выпадающими на 21-22 числа месяцев. Дело в том, что Юлианский календарь тоже имеет неточность. Календарный год по нему всё равно не совпадал с астрономическим и опережал его на 11 минут 14 секунд в год. В результате за 128 лет накапливается лишний день. К четвёртому веку накопившаяся разница составляла три дня и вызвала это смещение дат. Праздники закрепились и стали обязательной частью христианской жизни. Ну, а первое зарегистрированное в источниках празднование Рождества 25 декабря произошло в Риме в 336 году нашей эры.
Однако расхождение между календарным годом и астрономическим продолжало накапливаться. Рождество, первоначально постепенно перемещаться в сторону весны. Это было ещё терпимо, потому что его не связывали напрямую с солнцестоянием. А вот день празднования Пасхи был более важным. Точной даты этого события в Евангелии тоже нет и для решения этого вопроса на том же Никейском соборе было принято решение отмечать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием поэтому праздник отмечается в разные дни. Но из-за неточности Юлианского календаря Пасха медленно смещалась в сторону лета. За 1280 лет весеннее равноденствие в реальности переместилось с 21 марта на 11 марта (так получились два равноденствия - реальное и календарное). В итоге смещение даты Пасхи могло привести к нарушению цикла христианских праздников.
В середине 16 века, когда календарь сместился уже на 10 дней по сравнению с датами времён Никейского собора, эта проблема была поднята на Тридентском соборе Католической церкви. В итоге в католических странах римским папой Григорием XIII 4 октября 1582 года был введён новый календарь, получивший впоследствии название Григорианский. Накопившуюся разницу в 10 дней устранили очень просто – следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Показательно, что календарь привели в соответствии с его состоянием на момент Никейского собора, а три дня смещения, накопившиеся до него, не учли, поэтому зимнее солнцестояние не вернулось на 25 декабря, а пришлось на 22 декабря.
Чтобы избежать дальнейшего расхождения в календаре изменили правило введения дополнительного дня. В Юлианском 29 февраля добавлялось каждый четвёртый год. В Григорианском високосных лет стало меньше - теперь года номер которых не кратен 400, стали невисокосными. То есть 1600 и 2000 годы високосные, а 1700, 1800 и 1900 нет. Теперь из четырёх столетий убирали три лишних високосных года и средняя разница между календарным и астрономическим годом составиляет всего 26 секунд, и расхождение в сутки накопится за 3323 года.
С этого момента Рождество празднуемое 25 декабря по Юлианскому календарю приходилось на 7 января Григорианского (который мы сейчас и пользуемся). Но новый календарь безоговорочно признали только католики. Протестанты и православные церкви совершенно не стремились следовать указаниям римского папы. Григорианский календарь распространялся среди них медленно, но всё же постепенно страны переходили на него.
Пётр I ввёл празднование Нового года 1 января и летоисчисление от рождества Христова «по образцу других европейских народов», но не перешёл на Григорианский календарь (впрочем, служившие тогда для него образцом Нидерланды, Великобритания, Швеция также использовали Юлианский). В начале 20 века большая часть мира жила по Григорианскому календарю и подданные Российской Империи, пересекая границу, перемещались во времени на 13 дней (именно столько составила разница в 1900 году, когда в России было 29 февраля, а в странах с Григорианским календарём не было).
Изменилось всё только после революции. На территории, находившейся под контролем советской власти, Григорианский календарь был введён декретом Совнаркома от 26 января 1918 года, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. В первой половине XX века все оставшиеся страны мира за исключением, кажется, трёх, перешли на Григорианский календарь.
А вот Русская Православная церковь перехода на Григорианский календарь не признала. На Новоюлианский календарь, принятый в ряде православных церквей в XX веке (и совпадающий на настоящий момент с Григорианским), тоже не перешла и продолжает жить и исчислять праздники по Юлианскому календарю. Таким образом, Рождество для её прихожан наступает, как и у всех других христиан – 25 декабря, но только по Юлианскому календарю. А так как разница с повсеместно используемым Григорианским составляет 13 дней, то этот день, согласно ему, приходится на 7 января.