«Верен обещавший»
Дню рождению Томаса Мора посвящается
Утром я проснулась со словами «верен обещавший» и не придала этому особого значения, но на следующее утро я увидела лик Владыки Эль Мории в образе Томаса Мора и снова слова «верен обещавший» пронзили мое сознание. Что они могли означать и почему образ Томаса Мора и эти слова пересеклись в моем сознании?
Согласно Толковому словарю Даля, верность является свойством верного, которая выражает полную преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле. Все эти качества хорошо характеризуют Великого Гуру Эль Морию и также Томаса Мора, которого называли «человеком на все времена».
Томас Мор, одно из воплощений Эль Мории. Он родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком».
И это предсказание сбылось.
Мора привлекала карьера в Церкви. Он вел аскетический образ жизни в течение четырех лет с монахами в Лондоне. Там он выработал свои жизненные установки: вставать рано, поститься, молиться, коротко стричь волосы и придерживался этих установок до самых последних дней своей жизни. Глубокая преданность Мора Богу побудила его в какой-то момент задуматься над религиозным призванием, но стремление Мора служить своей стране привело его к служению на государственных постах. Мор стал адвокатом и ученым в области античной филологии. В 24 года он начинает преподавать право, становится признанным адвокатом среди лондонских торговцев и ведет дела крупнейших мореходных компаний. В 1504 году его назначают вице-министром хранителем сокровища и спикером Палаты общин. Он – канцлер герцогства Ланкастерского и распоряжается львиной долей богатства короны.
В 1504 году он женился на Джейн Колт, которая родила ему четверых детей: Маргарет, Элизабет, Сессилию и Джона. Они оказались самой большой его радостью и единственным утешением в днях последовавших. Их известное поместье в Челси давало приют всей семье Томаса, включая одиннадцать внуков. Спустя годы, «маленькая утопия» Мора, как он часто называл ее, стала центром образования и культуры — Эразм уподоблял ее «платоновской академии», — обиталищем благой воли, куда приходили самые образованные люди того времени, даже сам король, за советом и утешением. В Челси Мор написал знаменитое произведение «Утопия», – остроумное обличение бессодержательной английской жизни и вопиющих недостатков английского закона.
В 1529 году Генрих VIII назначил сэра Томаса Мора лордом-канцлером Англии и хранителем большой государственной печати. Мор не стремился к человеческой славе, хотя имел множество почестей и достижений. Он был известен своей энергичностью, деловитостью и беспристрастным отправлением правосудия. Он оставался чутким к нуждам простого народа и ежедневно прогуливался по закоулкам Лондона, стараясь осведомиться о жизни бедноты.
Сэр Томас, всецело преданный делу, исполнял свои обязанности с величайшим усердием, пока Генрих, желавший иметь наследника трона, не объявил свой брак с Катериной Арагонской недействительным и не заявил о своем намерении жениться на Анне Болейн. Поскольку развод осуществлялся без папского одобрения и прямо противоречил законам церкви, Мор отказался поддержать решение короля. В 1532 году, находясь на вершине успеха, он оставил свою службу и удалился в Челси, где, глубоко обеспокоенный ересью лютеровского восстания, продолжил свою литературную деятельность в защиту католической веры. Без друзей и без должности Мор и его семья жили в крайней нищете. Тем не менее Генрих был оскорблен публичным неодобрением, выраженным канцлером. Поэтому король стремился опорочить Мора и тем самым восстановить свой королевский престиж.
Когда Мор отказался принести присягу верховной власти (что подразумевало отказ от папской верховной власти и делало Генриха главой английской церкви), его заточили в лондонский Тауэр. Пятнадцать месяцев спустя его признали виновным в лжесвидетельстве. Он, назвавший себя «верным подданным короля, но, в первую очередь, — Бога», был обезглавлен на площади Тауэр-Хилл 6 июля 1535 года. Томас Мор был причислен к лику святых четыреста лет спустя, в 1935 году.
Верность Богу проявилась в Томасе Море как стойкость в исполнении своих обещаний и обязательств, он зарекомендовал себя как надежный слуга Бога, который шел по жизни рука об руку с истинной и праведностью. Подобно тому как истина дополняется верой, верность и доверие дополняют друг друга, так и Томас Мор исполнил обет, который выражается в словах «верен обещавший».
Подробнее об изумительном человеке Томасе Море читайте в лекции Э.К.Профет «О жизни Томаса Мора»
Высказывания, цитаты и афоризмы Томас Мора
· Все короли большей частью охотнее занимаются военными делами, чем благими мирными вещами; гораздо более пекутся они о том, как бы правдами и неправдами приобрести себе новые царства, чем о том, как достойно управиться с приобретенными.
· Нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью... Бог запретил убивать кого бы то ни было.
· Похищать чужое удовольствие, домогаясь своего, несправедливо.
· Природой устроено так, что каждый обольщается своими делами.
· Скорая возможность и вероятность побуждают человека посягать даже на то, о чем он и помышлять не смел.
· Кто робок от природы, тот не только сам не совершит каких-либо храбрых подвигов, но внушит еще страх.
· Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них.
· Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока разобщением и рознью не сокрушит всего, что есть: ибо каждый стремится быть сначала вторым после первого, потом равным первому и, наконец, главным и выше первого.
· Гордыня измеряет счастье не своими удачами, а чужими неудачами. Она даже не пожелала бы стать богиней, если бы не осталось никаких убогих, над которыми можно было бы ей властвовать и глумиться, только бы ее собственное счастье сияло при сравнении с их убожеством, только бы, выставив свои богатства, мучила она их и усиливала их бедность.
· Если нельзя вырвать с корнем ложные мнения, если не в силах ты по убеждению души своей излечить давно укоренившиеся пороки, то все-таки не надо из-за этого покидать государство, подобно тому, как в бурю не надобно оставлять корабль, хотя и не в силах ты унять ветер.
Литература:
1. «Владыки и их обители» Э.К. и Марк Л.Профет
2. «Утопия» Томас Мор
3. Лекция Э.К.Профет «О жизни Томаса Мора»