"Общество Свиней" - так названо в официальной бумаге гр. Милорадовича (Михаил Андреевич), с.-петербургского военного генерал-губернатора, в 1824 году одно общество, дела которого остаются совершенно неизвестны. Членами оного, как видно из "подлинного дела о высылке их за границу" (см.ниже), были французы-иноземцы и лишь один русский.
К этому делу относится нижеследующая, всеподданнейшая "Записка" посланная государю императору Александру I графом Милорадовичем и заключающая в себе характеристики членов "Общества свиней"; она любопытна, еще и потому, что свидетельствует из какой среды поступали в русские семейства в первой четверти XIX века воспитатели и гувернеры.
18-го июля 1824 г. (перевод с фр.). Следствие относительно "Общества свиней" окончено. Я имею счастье представить при сем заметки о тех, кои в оном находились и что о каждом оказалось.
Иван Баптист Май (Jean Baptiste May). Приехал в Россию в 1823 г. вместе с Марсилем и Ростэном. По отзыву всех прочих членов общества свиней, он был их председателем. Май сам признается письменно во всех мерзостях, которые он делал во время этих оргий, но говорит, что название председателя было дано ему в шутку. У него найден масонский диплом без всякого другого документа и весьма вероятно, что он уничтожил всю свою переписку, так как он сознается сам, что сжигает все получаемые им письма.
Август Булан или Бернард (Auguste Boulan ou Bernard). Художник-француз; приехал в Россию в 1822 г. с паспортом от русского консула Пашерта (Pachert) из Хельсингёра (Дания). По собственному его сознанию, его зовут Бернардом. Он уехал тайно из Франции и из Антверпена, где французский консул публиковал, что судно, принявшее его, будет конфисковано.
С приезда своего в Петербург он вел себя чрезвычайно дурно и "Собрание свиней", в котором он всегда играл главную роль, происходили в его квартире. Его переписка свидетельствует об его дурном поведении и опасных правилах; он сам сознаётся, что преступления вынудили его оставить Францию.
Ростэн (Rostaine). Гувернер и преподаватель; приехал в Россию в 1823 г. Поведение его в Петербурге было не лучше поведения Булана, но вот уже восьмой месяца как он находится в Луге гувернером при детях г-жи Скобельциной (Skabelzin).
Он играл видную роль в "Собраниях свиней" и отличался в них всеми излишествами. Из его переписки видно, что его зять предлагает ему, как последнее средство, идти в лакеи. В других письмах к некоему Павловскому, жившему в Париже, тот же Ростэн сознается в полнейшем своем невежестве и высказывает предположение что Павловский расхохочется и будет, вероятно, весьма удивлен, узнав, что он получил место наставника.
В то же время он отзывается чрезвычайно невежливо о русских дамах. Кроме того, Ростэн имеет фальшивый диплом на звание доктора медицины, в котором он заменил чужую фамилию своей.
Аббат Жюсти (Justi). Приехал из Швеции в 1822 году. Вначале он совершал богослужения, но это было ему запрещено вследствие его беспорядочного поведения. Жюсти оказался членом "Общества свиней"; он бежал из тюрьмы и уехал из России морем. Его бумаги свидетельствуют об его чрезвычайно опасных политических убеждениях.
Цани (Zani) (здесь Марко Аурелио Цани де Ферранти). Музыкант и секретарь, приехал из Парижа в 1820 году и всегда отличался дурным и распутным поведением. Он играл видную роль среди "Свиней". Из его переписки видно, что и во Франции он отличался дурным поведением, и что его оттолкнул даже родной отец. Сверх того в письмах своих он позволяет себе дерзкие замечания о самых высокопоставленных лицах и высказывает самый гнусные убеждения.
Лебрен (Lebrun). Преподаватель, пользовавшийся в "Обществе свиней" прозвищем страждущего (le patient); находится в России с 1814 года. Лебрен пьяница самого дурного поведения. Он был выгнан с нескольких мест и в настоящее время находится без куска хлеба. Он старается попасть в действительные члены "Общества свиней".
Жофрей (Jaufrey). Губернский секретарь и поэт; приехал в Россию в 1814 году. Сначала он жил со своими родителями, но вскоре разъехался с ними вследствие происшедших неприятностей и своего дурного поведения. Он жил в одной квартире с Буланом и наравне с прочими отличался в "Обществе свиней". Жофрей прославился весьма вольной поэмой о Петербурге.
Плантэн (Plantain). Доктор медицины; приехал в Россию в 1822 г. на русском фрегате. Он находился, по его словам, простым наблюдателем в "Обществе свиней"; поведение его было довольно хорошее и его бумаги ничем не компрометируют его.
Марсиль (Constant Alphonse Marsille). Доктор медицины; приехал в Россию в 1823 г. вместе с Ростэном и Майем; был членом "Общества свиней". Из его бумаг видно, что во Франции поведение его было дурно и распутно.
Сидоров. С.-Петербургский мещанин. Молодой человек дурного поведения, говорит по-французски и занимается адвокатурой, ходатайством и т. п. Он был в "Обществе свиней", которые пользовались его услугами для приискания денег и для иных спекуляций. Бумаги его свидетельствуют о том, что он занимается подозрительными делами.
Записка эта переведена с подлинника на французском языке, но никем не подписанного.
Высылка из России членов Общества свиней в 1824 г.
Записка продолжается предложением графа Милорадовича обер-полицеймейстеру генерал-лейтенанту Ивану Васильевичу Гладкову, 7 августа 1824 г., за № 4190:
Государь император (Александр I), по всеподданнейшему докладу моему, высочайше повелеть соизволил: всем членам "Общества называемого свиней", находящимся ныне под стражею, выдать паспорта на следование заграницу, без возврата и приказать им сейчас выехать отсюда заграницу.
Сверх того, взять с них подписки, что они в Россию никогда не возвратятся и внушить им, что ежели и за сими подписками возвратится кто-нибудь в Россию, тогда уже подвергнется строгому взысканию по законам.
Днем раньше, 6 числа, по словесному приказанию графа Милорадовича, переданному Гладкову чиновником М. Фогелем, обер-полицмейстер предписал тем приставам, в частях коих содержались члены общества, сделать распоряжение в самой скорости касательно их имущества по квартирам, куда и отправить за строгим караулом, но по домам ночевать не дозволять.
Один из членов Жюсти (Justi) содержался в Петропавловской крепости; почему Гладков просил коменданта Сукина (Александр Яковлевич) передать для этой надобности арестанта квартальному надзирателю Навроцкому. Члены общества находились под арестом более двух месяцев; по крайней мере, Марсиль был прислан в 4-ю адмиралтейскую часть (Коломна) 3 июня, а с 15 числа содержался по болезни в больнице градской тюрьмы.
В течение 6 и 7 августа были кончены распоряжения по имуществу, командированы жандармы, заготовлены паспорта и отобраны от членов общества следующие подписки:
"С.-Петербург, 1824 г. августа 7 дня, я, нижеподписавшийся, по случаю высылки меня отсюда, за неблаговидные поступки, с воспрещением мне впредь въезда в Российскую империю, обязываюсь в пределы оной никогда не вступать, и подвергаюсь в противном случае законному взысканию, в чем своеручно и подписуюсь". Подписка имела и французский текст.
Все арестованные, в числе 9 человек, в том числе и Жюсти, взятый из крепости квартальным надзирателем Ле-Фебром, вечером 7 августа, были переданы жандармам с.-петербургского дивизиона, унтер-офицерам Степану Васильеву, Емельяну Иваникову и Петру Косолапову, назначенным конвоировать их до Кронштадта, и отправлены к тамошнему военному губернатору (здесь Фёдор Васильевич фон Моллер) при следующей бумаге обер-полицеймейстера Гладкова:
"Государь император высочайше повелеть соизволил: выслать заграницу всех членов "Общества называвшегося свиней", находящихся здесь под стражей и прибывших в Россию в 1806, 1811, 1820, 1821, 1822 и 1823 годах, именно же:
швейцарского подданного из Женевы гувернера Фридриха Лебрюна (Willeneuve Ferdinand Le Вrun, commis), парижского уроженца (зачеркнуто: уволенного от нашей службы в 1821 г. коллежского секретаря), Александра Жоффре (Alexandre Jauffret, professeur de literature), итальянского подданного из Болоньи профессора музыки Марко Аврелия Зани, тосканского подданного из Флоренции аббата Иосифа Жюсти; французских подданных: из Бордо, лекаря Жана-Эммануэля Плантена, парижских уроженцев, купеческого приказчика и занимающегося также писанием портретов Луи-Августа Булана (August Bernard Boulant), доктора медицины Констанса-Альфонса Марсилья (Constant Alphonse Marsille), и учителей французского языка Пьера-Филиппа Ростейна (Rostainne), и родившегося в Безансоне Жана-Баптиста Майя".
Гладков просил отправить их за границу с первоотходящим кораблем.
Арестованные доставлены в Кронштадт 8 августа 1824 г. Вслед за ними пришло разрешение графа Милорадовича, дозволявшее Плантену брак с г-жой Глоховской, если она приедет в Кронштадт до 11 числа.
Но здесь встретилось какое-то затруднение в отправке высылаемых с первоотходящим кораблем, почему граф Милорадович писал 12 августа Гладкову, "что, так как его императорское величество, повелев выслать арестованных заграницу, предоставил совершенно ему и отправление их, то он, граф, и сообщил военному губернатору, что он может отправить их по своему усмотрению и по мере возможности".
Что же касается единственного, попавшего в "Общество свиней" русского Сидорова, то о нем в приведённом деле более не говорится.