Поэтесса и мемуаристка Ирина Владимировна Одоевцева (настоящее имя Ираида Густавовна Гейнике, в первом браке Попова, во втором - Иванова, Одоевцева - девичья фамилия матери) родилась 4 августа 1895 года в Риге, умерла 14 октября 1990 года в Ленинграде. Жила во Франции с 1923 по 1987 годы.
В 1914 году вышла замуж за своего двоюродного брата - Сергея Попова. Об этом браке известно мало, по намёкам Ирины брак мог быть фиктивным и супруги быстро разбежались. В первой книге воспоминаний Ирины нет даже упоминания о Сергее.
В 1918 году Одоевцева стала посещать занятия в Институте живого слова, где читал лекции Николай Гумилев. Ирина перешла в его студию и считала себя его лучшей ученицей. Участвовала в "Цехе поэтов".
В 1921 году стала жить с поэтом Георгием Ивановым (официально с 1931).В 1922 году вышел первый сборник стихов Ирины "Двор чудес" в том же году молодая поэтесса переехала из Ленинграда в Латвию, чтобы ухаживать за больным отцом. В 1923 году оказалась в Берлине, где встретилась с Ивановым, а потом уехала с ним в Париж. Во Франции начала писать романы - "Ангел смерти"(1927), "Изольда" (1930), "Зеркало" (1939).
В 1933 году был оформлен развод Одоевцевой с Ивановым, но супруги продолжали жить вместе.
С начала Второй Мировой войны Ирина с Георгием жили в Биаррице, где владели, унаследованной от отца поэтессы, виллой. В 1943 году вилла была реквизирована немцами, но супруги обитали в Биаррице до 1946 года.
С 1955 года Одоевцева ( приписав себе несколько лет жизни) поселилась вместе с мужем в курортном городке Йер на побережье Средиземного моря в пансионе для одиноких пожилых людей, где Иванов скончался в августе 1958 года. После смерти Иванова Одоевцева жила в восточном пригороде Парижа - Ганьи. На склоне лет она выходит замуж за писателя Якова Горбова с которым живёт до его смерти в 1981 году.
В 1987 году переезжает в СССР. При жизни увидела две книги своих мемуаров - "На берегах Невы" и "На берегах Сены". Начала надиктовывать книгу "На берегах Леты", но завершить труд не успела. Похоронена на Волковском кладбище.
Ирина Одоевцева отличалась от иных поэтесс "Серебряного века" (а они были весьма экстравагантны - вспомним хотя бы Марию Шкапскую, которой мы посвятили отдельную статью) тем, что любила носить огромные банты, что нашло отражение в ее художественных портретах и фотографиях.
Себя Одоевцева считала великой и известной поэтессой, она, вообще, была склонна себя переоценивать.
В настоящее время творчество Ирины Одоевцевой известно мало.
Что ж, так и проходит мирская слава.