Нет предела совершенству! В любой профессии важно развиваться и расти, а тем более в такой, как педагог, ведь так важно не стоять на месте, когда ты обучаешь других. «Лирипип» пообщался с коучем и психологом Мариной Хасановой о том, как повысить эффективность работы педагогам и наставникам.
«Во-первых, для непосредственно учителей в школах и преподавателей в ВУЗах специфика повышения эффективности работы несколько различается. Начнем с общего для всех.
Никогда не нужно думать, что интернет-курсы - это чушь и что там дают общеизвестную информацию. В своей работе часто сталкиваюсь с подобным мнением. Но для человека в целом свойственно думать в черно-белых тонах, поэтому всегда подчеркиваю, что курсы бывают разные и многие из них реально могут помочь. Тем более, еще очень важно помнить о том, что даже если информация вдруг оказалась не столь новой и нужной в традиционном понимании этого слова, - то вы все равно почерпнёте что-то новое, просто потому что начнете об этом думать. А если мозг начал активно работать, то он обязательно к чему-то придет.
Работа с детьми и студентами всегда предполагает общение с другим поколением. И всегда очень важно это понимать. Часто эта оторванность поколений друг от друга ощущается настолько сильно, что общение сделать эффективным очень тяжело. Поэтому всегда советую педагогам проявлять гибкость в данном вопросе: не общаться с людьми младше себя директивно, важно показывать им, что их не просто учат, а слушают и уважают.
В случае с детьми, рекомендую чаще выбирать способы воздействия напрямую, а не через родителей, например. В конечном счете важнее всего научить учеников самостоятельности в целом и самостоятельно мыслить, а не зубрёжке книг.
А вот со студентами несколько иная ситуация. Нет, не нужно пытаться воздействовать на них через родителей, но давать полную самостоятельность также не рекомендую. Студенты часто наоборот находятся в вакууме вседозволенности и отсутствия дисциплины. Многим тяжело перестроиться от школьных установок, когда контролировался каждый шаг, - к практически абсолютной свободе и полной отвественности за свою жизнь. Поэтому здесь рекомендую разделять какие-то большие задачи на более мелкие подзадачи и не всегда оценивать, например, какой-то проект в целом, но и отдельные его части. И давайте студентам больше говорить! Больше высказываться свое мнение, чаще объяснять почему они сделали так, а не по-другому. А иногда и почему они вообще ничего не сделали. Да, скорее всего это не поменяет его оценку в конечном счете, потому что критерии этого оценивания давно утверждены в плане работы и так далее. Но это в любом случае поможет научиться отстаивать свою точку зрения, предлагать альтернативные варианты, искать пути решения. В конце концов, именно эти навыки в современном обществе ценятся больше всего и выше всего оплачиваются, а не следование правилам и соблюдение дедлайнов.
В конце дам совет вообще для всех: будьте более гибкими. Человеку свойственно исходить от своих личных убеждений и установок, но все люди разные и чтобы эффективнее с ними взаимодействовать - важно их слушать и хотя бы допускать возможность, что вы можете быть не правы, а они - да».
Беседовала Я. Якушкина