Почти 20 лет назад, в 2004 году по проекту алтайских архитекторов Светланы Рыбак, Петра Анисифорова и Кирилла Хромова в Антарктиде был построен первый русский православный храм во имя Живоначальной Троицы. Почему строительство церкви в Антарктиде является ключевым событием, с какими трудностями пришлось столкнуться архитекторам и к каким открытиям они привели, читайте в нашей статье.
Одно из крупнейших географических открытий ХIХ века – Антарктида. Российские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев в 1820 году впервые добрались до Антарктиды на шлюпах «Мирный» и «Восток».
Планомерное изучение Антарктиды во второй половине ХХ века привело к созданию на её территории научно-исследовательских станций и баз длительного пребывания на них учёных и специалистов.
Вся богатая мировая история первопроходцев неразрывно связана с тем, что любое новое поселение всегда начиналось со строительства храма той конфессии, чья религия была распространена в каждой стране. Однако недостаточно развитые технологии не позволяли построить храм в Антарктиде вплоть до начала этого века.
К тому же, почти 50 лет работы русских учёных в Антарктиде не обошлись без потерь. На ряде российских станций существуют кладбища, где нашли покой полярники, лётчики, учёные и специалисты различных профессий, чья жизнь оборвались в Антарктиде. Возведение православного храма на российской станции «Беллинсгаузен» позволило бы отдать дань уважения всем погибшим и умершим в Антарктиде полярникам.
Инициатором строительства храма в Антарктиде выступил парашютист-испытатель Пётр Задиров. Чудом спасшись после неудачного приземления, он стал истинно верующим человеком и построил церковь в своем родном селе, в память о матери. По служебным делам ему часто приходилось бывать в Антарктиде. Он видел, что среди полярников много верующих людей, но ходить молиться им некуда.
Строительство началось в 2003 году. Согласно задумке, проект храма не должен был отходить от традиций постройки православной церкви, которую срубают из древесины. Сырье использовали российское, а уже затем все брёвна морем доставляли в Антарктиду, где храм должен был быть собран.
Подробнее о строительстве храма рассказывает Александр Шмидт, кандидат технических наук, доцент кафедры металлических и деревянных конструкций СПбГАСУ. Александру Шмидту доверили разработку конструктивной части проекта в качестве главного инженера. Затем он участвовал в реализации проекта на первой российской антарктической станции «Беллинсгаузен».
«Выяснилось, что наиболее значимым фактором строительства храма в Антарктиде оказалась не низкая температура, а шквальные ветра с сильными порывами, высокая влажность и засоленность атмосферы».
Чтобы справиться с выявленными проблемами, Александр Шмидт разработал систему ветроустойчивости церкви, которая включала в себя железобетонный монолитный фундамент и прикреплённые к нему цепные тяги с устройством натяжения в виде пружинных муфт с набором тарельчатых пружин.
Скорость ветра в Антарктиде доходит до 60 м/сек, следовательно, остов храма подвергается колоссальному давлению около 210 кг/м2. В процессе работы было рассмотрено несколько вариантов конструктивного решения восприятия большого ветрового давления.
В итоге разработан вариант неглубокого монолитного фундамента с проветриваемым подпольем и системой цепных тяг с механизмом их натяжения. Впоследствии Александр Шмидт запатентовал свою уникальную систему как изобретение.
В 2014 году специалисты, участвовавшие в строительстве, вновь отправились в Антарктиду, чтобы поприсутствовать на освещении самого южного на Земле русского православного храма.
Александр Шмидт подчёркивает, что у участников экспедиции была ещё одна важная задача – оценить качество материалов и строительных работ спустя продолжительное время:
«Побывав в Антарктиде спустя 10 лет после строительства, мы смогли провести обследование фундамента, древесины храма и системы ветроустойчивости из цепных тяг, после чего сделали заключение, что они сохранились очень хорошо и еще многие десятилетия смогут сохранять первозданный вид, несмотря
на климат этого сурового края».
Таким образом, в Антарктиде появилось место, где православные верующие могут молиться, находясь далеко от дома. Это уникальный проект во всех отношениях: сама по себе задумка изначально казалась невероятно трудной для осуществления, в процессе была изобретена особенная система фундамента, а значение постройки для всех православных исследователей Антарктики сложно переоценить.
В этом году Александр Шмидт, который внёс значительный вклад в строительство храма, отмечает семидесятилетие. Сейчас он работает в СПбГАСУ в должности доцента на кафедре металлических и деревянных конструкций. Имея богатый научно-практический опыт, Александр Шмидт передаёт знания студентам, обучающимся по дисциплинам «Исследование и проектирование деревянных конструкций» и «Конструкции из дерева и пластмасс».