Сирил Корнблат — почти забытый в наши дни писатель фантаст, но когда-то он стоял в одном ряду с первооткрывателями времен «золотой эпохи» научной фантастики. Увы, его литературнаякарьера прервалась слишком рано: Корнблат неожиданно умер от сердечного приступа, когда ему еще не исполнилось и 35 лет.
В литературном отношении Корнблат был вундеркиндом — читать он научился в три года, сочинять начал в семь лет, а его первый рассказ, «Ракета 1955 года» был опубликован, когда ему исполнилось пятнадцать. Еще подростком он стал членом клуба «Футурианцев», где познакомился с другими фанами и писателямит-фантастами. Именно там завязалась его дружба с его главным соавтором — Фредериком Полом.
Пола, кстати, иногда упрекют в том, что он эксплуатировал талант Корнблата в личных целях (что, по-моему, совершенно незаслуженно — Пол позднее доказал несостоятельность этих упреков блестящими сольными работами). Однако факт остается фактом: все романы Корнблата написаны в соавторстве с Полом или другими авторами (например, Джудит Меррил). Лишь пятьдесят шесть рассказов подписаны только именем Корнблата.
Самым известным рассказом Корнблата стал, наверное, «Маленький черный чемоданчик», впервые опубликованный в 1951 году. Спустя полвека после первой публикации этот рассказ даже стал лауреатом ретроспективной премии «Хьюго». Кроме того, этот рассказ несколько был экранизирован в научно-фантастических телешой, в том числе и в шоу «Ночная галерея», одном из проектов Рода Серлинга, создателя знаменитой «Сумеречной зоны». Кстати, сценарий для эпизода по рассказу Корнблата написал сам Серлинг.
Рассказ в полной мере отражает весьма марксистские настроения, царившие в клубе футурианцев. Герой рассказа, опустившийся доктор, лишенный лицензии врача и влачащий предельно жалкое существование в трущобах, среди таких же как он, изгоев, обереченных на беспросветную нищету, неожиданно находит попавший в наше время чемоданчик врача из будущего — фактически универсальную медицинскую станцию, рассчитанную на применение самыми недалекими людьми, при помощи которой любой идиот может успешно заниматься медициной.
Про идиотов я упомянул не ради красного словца. Именно таким рисует будущее Корнблат: мир, населенный миллиардами людей с крайне низким интеллектом, которым исподволь управляют относительно немногочисленные «опекуны», гении, вынужденные следить, чтобы основная масса глупого населения Земли не «начудила» лишнего.
Прежде чем коснуться концовки «Маленького черного чемоданчика» (тем более, что понятно, что ничем хорошим это кончиться не могло), я перейду ко второму рассказу, который является прямым продолжением первого, а именно - рассказу «Марш идиотов». По свидетельству Фредерика Пола, ему так понравился намек на антиутопическое будущее, мельком упомянутое в «Чемоданчике», что он предложил написать продолжение, посвященное уже непосредственно «миру идиотов».
Корнблат согласился. Увы, рассказ хоть и был переведен на русский язык, но издан в рамках самиздата гигантским тиражом аж в 20 экземпляров. Текст я найти не сумел, и потому читал рассказ на английском. И если вас интересуют антиутопии, то заверяю вас: этот небольшой рассказ Корнблата по силе воздействия и глубине предвидения далеко превосходит крутящегося у всех на слуху Оруэлла.
В «Марше идиотов» Корнблат перевернул ситуацию — теперь уже в будущее попадает человек из двадцатого века, и обнаруживает себя в том самом мире с дебильной массой населения (средний IQ составлЯет около 40-45) и «гениальной закулисой», управляющей этим миром. Увы, картина, которую рисует Корнблат, бесконечно далека от страшилок современных конспирологов про «тиранию золотого миллиарда»: несколько миллионов умных людей действительно управляют миром… Но не из роскошных персональных дворцов, обслуживаемых рабами. Наоборот, они сами практически превратились в рабов тупого подавляющего большинства, и мечутся, чтобы не допустить распада (однажды они предоставили было идиотов самих себе, и уже через три недели начался глобальный кризис с голодом, войнами и эпидемиями).
Умные бесконечно устали, у каждого из них по десять профессий, но они не знают, что делать: идиоты слишком быстро размножаются, все больше и больше ухудшая генофонд в плане уровня интеллекта.
Хитрый циничный бизнесмен предлагает теневому правительству простой выход, гибрид из коммерческой пирамиды и «окончательного решения» нацистов - «колонизацию Венеры», причем для постройки «колонизационных кораблей» демонтируются мегаполисы идиотов — все равно все улетают. Взамен он просит всего-навсего... титул пожизненного мирового диктатора со всеми прилагающимися материальными благами. Умные соглашаются — такое оригинальное и радикальное решение им в голову не приходило.
Думаю, вы уже догадываетесь, чем все закончилось: последним «колонизатором» становится несостоявшийся диктатор…
Чем интересна эта антиутопия? Оруэлл пугает «прелестями» тоталитарного будущего (и вполне справедливо), в то время как Корнблат не очень тактично напоминает, что у всякой медали есть обратная сторона, и «свободное общество потребления» точно так же не гарантировано от скатывания в социальный тупик.
Ах да, про концовку первого рассказа. Как и весь рассказ, чем-то она перекликается с знаменитым «Кое-что задаром» Роберта Шекли (который, между прочим, написан на три года позже) — за все надо платить, и любой владелец, потерявший свою собственность, когда-нибудь обязательно заинтересуется ее судьбой. А банальная жадность в долгосрочной перспективе редко когда оказывается хорошей жизненной философией…
Немного грустно сознавать, что Корнблат успел так мало, ведь даже по двум рассказам видно, какой громадный потенциал был у этого автора. Наверное, стоит перечитать и другие его книги, начиная с класических «Торговцев Венеры».