Найти в Дзене
ПермячOk

400 лет назад Бабиновская дорога была единственной возможностью проехать из Центральной России через Средний Урал в Сибирь

История Бабиновской дороги начинается с 1595 года, когда русский царь Федор Иоаннович издает указ о разрешении строить дороги из России в Сибирь.

Тем самым он соединяет между собой европейскую и азиатскую часть Российского Царства.

Было бы сказано, будет сделано. И в этом же году первопроходец Бабинов Артемий Сафронович наметил эту дорогу путём подглядывания за местными жителями − вогулами.

Изучив местность, он не стал долго ждать и сообщил в Москву, что нашёл путь, который в 8 раз короче прежнего от Соликамска до Тобольска.

Источник: https://ural-kosmos.ru/garinskaya-jeti-ekspediciya-proekt
Источник: https://ural-kosmos.ru/garinskaya-jeti-ekspediciya-proekt

Официально Бабиновский тракт называется «Соликамско-Верхотуринский тракт», но кроме этого, у него есть ещё одно простонародное имя - «Бабиновка».

Федор Иоаннович назначает Артемия Бабинова главным по строительству дороги и даёт ему в команду несколько чиновников да 40 человек на работы.

Дорога была построена очень быстро, всего за три года. Её протяженность составляла 300 километров по болотам и через несколько рек, поэтому были также построены 9 мостов.

Она начиналась от города Соликамска, затем шла по рекам Усолка и Сурмога, далее по течению реки Яйвы, потом вдоль реки Косьвы и по реке Кырье.

Далее дорога проходила через перевал под названием Павдинский Камень к реке Павда и вдоль реки Ляли, пересекая её, шла к реке Мостовая и поворачивала к реке Калачик, заканчиваясь в городе Верхотурье.

Дорога была торжественно открыта в 1597 году, и пока была единственной в России по уровню сложности строительства и протяженности.

Но как оказалось, была сделана очень плохо: некоторые мосты смыты, а сама дорога очень узкая.

И вплоть до 1722 года бесконечно сыпались распоряжения о ремонте этой дороги. Впрочем, за 400 лет ничего не изменилось в части ремонта дорог.

Изначально дорога использовалась только в зимнее время, когда замерзали болота и реки. Но затем ее расширили, построили ещё мосты.

Тракт стал доступен круглый год. В дальнейшем Бабиновская дорога была увеличена до Тюмени, а с 1598 года по ней разрешили ехать тяжёлым грузам.

Источник: https://novouralsk-2014.livejournal.com/2127003.html
Источник: https://novouralsk-2014.livejournal.com/2127003.html

В то время Бабиновская дорога - это единственная возможность проехать из Центральной России через Средний Урал в Сибирь, и была ею ещё на протяжении 200 лет до строительства Сибирского тракта.

Именно поэтому Бабиновскому тракту дали звание «дороги, создавшей Россию». Благодаря его короткому и экономичному пути в 1716 году русские открыватели освоили путь на Камчатку.

По Бабиновскому тракту проехало немало известных людей: Григорий Демидов, Витус Беринг, Людовиг Кройтер, Степан Крашенников и другие.

Кроме известных личностей, по тракту шли каторжники, среди которых был протопоп Аввакум, Ганнибал и даже Александр Данилович Меньшиков.

После открытия Сибирского тракта Бабиновская дорога была заброшена. Лишь некоторые участки дороги используются для езды.

А на дороге из Тюмени в Тобольск вообще поверх исторически значимого тракта положен асфальт.

В 2020 году Бабиновскому тракту исполнилось 415 лет. И в настоящее время он имеет для историков огромное значение.

Связанные статьи:

Список литературы:

https://klenovskoe.ru/2019/11/бабиновская-дорога-путь-длиною-в-400-лет/

https://салдинская-история.рф/stati/babinovskaya-doroga

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, поставьте "большой палец вверх", оставьте комментарий, поделитесь публикацией с друзьями, подпишитесь на канал.