Найти в Дзене

Взгляд изнутри: как устроен современный Ливадийский дворец. Первый крестьянский санаторий в мире

Оглавление

Здравствуйте дорогие друзья и гости нашего канала! Хотелось вам рассказать об одном замечательном месте в котором мы побывали! Это место — последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых — Ливадийский дворец (дворец находится в поселке Ливадия, отсюда и его название). Нынешний дворец (из-за цвета камня прозвали Белым дворцом) построен в 1909 — 1911 годах по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова.

Ливадийский дворец — одна из самых ярких жемчужин Крыма и популярнейшая достопримечательность Ялты. Роскошный дворец создавался как летняя царская резиденция, затем служил Первым крестьянским санаторием для победившего после 1917 года крестьянства. В конце Второй мировой войны в нем проходила историческая встреча трех ведущих лидеров из России, Великобритании и Америки, определившая поствоенное развитие мира. Сегодня это один из популярнейших туристических объектов ялтинских окрестностей.

Дворец, возведенный в стиле Итальянского возрождения напряженным трудом талантливых и умелых строителей, по праву считается живописнейшим строением в окрестностях Ялты. Каждый из фасадов дворца имеет свой собственный неповторимый облик.

Оказавшись во дворце, вы будете поражены итальянским творением! В отделке вестибюля использована искусная лепка, выполненная из гипса мастерами скульптурно-лепных и бетонных работ. Главный вход в вестибюль украшают массивные дубовые двустворчатые двери с металлическими накладками. Большой камин с шатровым навершием, высокие спаренные колонны, пилястры придают залу торжественное величие.

-4

Парадная столовая оформлена также в стиле Итальянского Возрождения. Это самый большой парадный зал дворца, правда на момент посещения большой стол куда-то убрали, а стулья выставили вдоль стен. Главный художественный акцент пространства сделан на лепной декорировке потолка. В ее орнаменте переплетаются растительные и геометрические мотивы.

С двух сторон плоскости стен прорезают большие арочные окна и двери, пропускающие много дневного света. Дополняют интерьер детали из каррарского мрамора: четыре цельные колонны и камин, декорированный искусной резьбой. В нише зала установлена статуя Пенелопы, работы немецкого скульптора Ф. Бруггера.

В Белом зале за круглым столом проходили пленарные заседания Крымской конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Материалы экспозиции повествуют о ходе работы пленарных заседаний конференции.

Ожидательная

Атмосфера залов Итальянского Возрождения воссоздана здесь с помощью изящной деревянной отделки. Потолок с крупными розетками в центре каждого квадрата, высокие панели, декорированные резными консолями, выполнены из орехового дерева мастерами мебельной фирмы. Многоярусная люстра изготовлена из цветного венецианского стекла. Дополняет интерьер камин из темно-зеленого мрамора, декорированный металлической решеткой.

Во время работы Крымской конференции в этом зале был размещен приемный кабинет американского президента. Здесь 8 февраля 1945 года главы делегаций США и СССР обсудили вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. В зале частично воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции.

Приемный кабинет

Отделка этого зала соответствует стилю Жакоб, который был распространен в Европе в первой половине ХIХ века. Стены оформлены панелями из красного дерева с металлическими накладками. В центре — большое зеркало над беломраморным камином, украшенным искусной резьбой и античными скульптурами — гермами. По обе стороны зеркала на прикаминных шкафах стоят фарфоровые вазы, изготовленные в конце ХІХ века в Мейсене (Германия).

В период работы Крымской конференции в этом зале размещалась спальня президента США Ф.Д. Рузвельта. Экспозиция повествует о политической карьере Ф.Д. Рузвельта и пребывании членов делегации США в Ливадии. В зале можно ознакомиться с документальной кинохроникой посвященной Крымской конференции 1945 года.

Бильярдная

Бильярдная оформлена в стиле Тюдор, характерном для Англии XVI столетия.

-12

Обшивку стен каштановым деревом выполняла ялтинская столярная мастерская, потолок выполнен в технике росписи масляными красками по прессованному картону. Большой камин из светло-розового мрамора размещен в характерной тюдоровской арке.

В период работы Крымской конференции эта комната являлась столовой президента США Ф. Рузвельта. 11 февраля 1945 здесь состоялось подписание итоговых документов конференции главами союзных делегаций. В зале частично воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции.

Второй этаж

На втором этаже размещались личные покои членов царской семьи, а сегодня — экспозиция о жизни здесь Романовской семьи.

Известно, что Николай II был заядлым охотником, поэтому неудивительно, что в коридорах дворца встречаются его многочисленные трофеи.

Рабочий кабинет императора

Рабочий кабинет царя, по признанию самого Николая II, был наибольшей удачей архитектора. Здесь превосходно решена трудная для большого помещения проблема пропорций, и даже, утратив в значительной степени свой первоначальный облик, комната сохранила торжественность. Мягкие, округлые линии камина соответствуют вкусам эпохи модерна. Серо-зеленый диорит камина, отделанного бронзой, и панели из мореного клена соответствуют представлениям той эпохи о цветовой гамме мужского кабинета. Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен московской мебельной фабрике.

Привлекает внимание ковер ручной работы, на котором изображены император Николай II, императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей (подарок персидского шаха царской семье к 300-летию правления Дома Романовых).

Спальня Их Имераторских Величеств

Комната была обшита белыми лакированными панелями, такой же была и мебель, за исключением металлической кровати, стоявшей в угловой нише. Сохранился камин, обрамленный этажерками кленового дерева. Работу по отделке спальни выполняла московская мебельная фабрика К. В. Зибрехта. Из спальни двери ведут на широкий южный балкон, который часто использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.

В экспозиции представлены иконы, гравюры, а также фотографии, которые знакомят с семьей Николая II и его родственниками.

Библиотека

Строгость и аристократическая простота отделки отличают облик библиотеки. Книжные шкафы красного дерева изготовлены московской фабрикой. Они опоясывают комнату, создавая впечатление сплошной деревянной обшивки стен.

Библиотека
Библиотека

На представленных в экспозиции картинах — виды Ливадии и Южного берега Крыма второй половины XIX века (работы художников Р. Альта, И. Крачковского, Б. Дмитриева).

Кабинет императрицы

Овальная форма зеркала, облицовка керамическими плитками портала камина, характерные для стиля модерн, были использованы архитектором для украшения этого зала. Отделка и мебель кабинета Императрицы из светлого ясеневого дерева выполнялась известной петербургской мебельной фирмой Ф. Мельцера.

Особое место среди графических работ и акварелей занимает портрет Императрицы и ее детей, написанный в Ливадии художницей Е. Самокиш-Судковской.

-20

Гостиная императрицы

Особым изяществом форм и легкостью пропорций отличается гостиная Императрицы. В отделке комнаты использован клен, теплый оттенок и, почти шелковистая структура которого, создают атмосферу уюта и покоя. О характере мебели можно судить по сохранившемуся кленовому трехстворчатому шкафу с зеркальными стеклами в деревянных переплетах.

В экспозиции представлены живописные полотна с изображениями цветов, выполненные в Крыму художницами А. Шнейдер и М. Стивенс — "Красные розы", "Цветы глицинии", "Лаванда".

Малая столовая

Отделка и мебель для семейной столовой выполнялись из тисового дерева ялтинской мастерской А. Шиллинга. В панели комнаты органично вписан камин, украшенный керамической плиткой и деталями темного металла.

-23

На обеденном столе представлена царская повседневная посуда, украшенная скромным декором и надписью "Ливадия".

Одним из увлечений Царской семьи была фотография. В зале экспонируются копии любительских фотографий из царских альбомов, рассказывающие об отдыхе семьи Николая ΙΙ во время пребывания в Ливадии.

Классная комната Великих княжон

Отделка и обстановка классной комнаты выполнялись из дуба мастерами петербургской "Фабрики Венской мебели Якова и Иосифа Кон".

В комнате Великих княжон
В комнате Великих княжон

Воспитанию и обучению детей в царской семье уделялось большое внимание. Многочисленные учителя и наставники окружали юных Романовых.

Интерьер комнаты
Интерьер комнаты

С 1911 года, во время пребывания Императорской семьи в Ливадии, архитектор Н.П. Краснов преподавал рисование Великим Княжнам. На стенах — акварели Краснова и его учениц. В экспозиции представлены также рисунки и письма детей Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны.

-27

Завершает экспозицию парадная фотография "Семья Императора Николая ΙΙ", сделанная в юбилейном 1913 году, когда праздновали 300-летие Российского Императорского Дома.

-28

Мы спускаемся по лестнице на 1 этаж и выходим на улицу через помещение с сувенирами.

-29

Что посмотреть рядом с дворцом

Ландшафтный парк

В парке, заложенном около 2 веков назад начинается царская тропа-терренкур — Солнечная тропа, длина которой составляет 7 км.

Итальянский дворик

Подобные внутренние дворики для прогулок и отдыха были характерны для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Итальянский дворик
Итальянский дворик

С четырех сторон дворик окружен галереей с тосканскими колоннами. Вдоль стен расставлены мраморные скамейки с подлокотниками в виде грифонов. В центре установлен мраморный фонтан. Вход в Итальянский дворик со стороны церкви украшают кованые ажурные ворота работы итальянских мастеров ХVIII века.

9 февраля 1945 года в центре итальянского дворика состоялось фотографирование участников Крымской конференции. Здесь была сделана одна из самых известных фотографий "Большой тройки" — И.В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля.

-33

Арабский дворик

Арабский дворик не предназначался для отдыха и прогулок, а был задуман как световой колодец. Его стены украшены майоликовыми плитами с восточным орнаментом. Дополняет это оформление пристенный фонтан "Мария". Оформление стен дворика изготовлено художественно-керамической фирмой Гельдвейн-Ваулина (ст.Кикерино, Санкт-Петербург).

Арабский дворик
Арабский дворик

Крестовоздвиженская домовая церковь

Не очень большой по объему и квадратный по периметру данный храм имел довольно богатое внутреннее наполнение. Голубой свод украшали золотые звезды, арочные окна имели резные наличники, иконостас был сооружен из белого мрамора и украшен резьбой, царские врата и паникадило выполнены из бронзы, иконы имели дорогие оклады. В интерьере находилось три больших панно с изображением святых праздников и Тайной вечери, а также французские ковры и прочие элементы церковного убранства. Хранились в храме и бесценные святые реликвии (икона Иверской Богоматери от императора Маврикия) и палестинские частицы мощей равнопрестольной Нины, Св.Геогрия Победоносца и Пр.Симеона. Внутреннее помещение храма сообщалось с кабинетом самого императора, к которому вел отдельный коридор.

-35

Стены этого небольшого храма помнят трех последних императоров, которые молились в нем и членов их семей. Происходили здесь и более знаковые церемонии. Именно здесь был отпет Александр Третий, здесь же был помазан на царствование Николай Второй. В этом же храме была крещена супруга Николая, став с того времени Александрой Федоровной. Все эти ритуальные церемонии провел известный священнослужитель Иоанн Кронштадтский.

-36

При Николае Втором храм был немного расширен, в основном за счет западного предела, исчезла и галерея во внутренние покои. У паперти появились украшения в виде византийских колон, многие росписи были отреставрированы. А над вратами вознесся образ "Ангела Господня". В этот же период испорченная от переувлажнения икона Воздвижения Креста была заменена на итальянскую мозаику, сохранившуюся до наших дней.

Чтобы гармонировало храмовое здание с архитектурным ансамблем дворца, при помощи открытой галереи был соединен храмовый вход и арочные ворота Итальянского дворика. Галерея напоминает византийскую аркаду с мраморными колоннами.

Крестовоздвиженская домовая церковь
Крестовоздвиженская домовая церковь

В советский период храм был закрыт, а впоследствии использовался то как склад, то как сварочная мастерская. Мраморный иконостас был уничтожен. В начале 90-х годов храм возвращен верующим и после проведенной там реставрации, вновь стал действующим.

Всем спасибо, что дочитали публикацию. Просим поддержать наш канал — поставив 👍. Чтобы не пропустить дальнейшие публикации, обязательно подписывайтесь.

А здесь еще пара интересных статей: