Сегодня сдвинемся к западной границе России в город Смоленск, где сохранились участки стены древней крепости, на протяжении многих лет защищавшей западные рубежи страны.
Здравствуй дорогой читатель! Если вы здесь оказались случайно, и не понимаете, для чего это написано и зачем, то предлагаю предварительно ознакомиться с моими пояснениями, которые я вынес в отдельную статью. Много времени это у вас не займет, но будет понятна суть истории. Ссылка на статью.
Общая информация
Смоленск – один из древнейших городов России, расположен в 380 километрах от Москвы. Согласно официальной истории, первое упоминание датируется 863 годом, но точная дата основания не известна.
Примерно за 100 лет до прихода ига, Смоленск был одним из самых процветающих городов Руси и на рубеже XII-XIII веков по количеству каменных храмов превосходил другие города Руси.
После монгольского нашествия город не сильно пострадал, однако были разорены территории Смоленского княжества, в результате чего оно значительно ослабело и постепенно попало в зависимость от Литовского княжества.
В 1387 году из-за эпидемии чумы погибло почти все население города и согласно найденным источникам в живых осталось только 5 человек.
С 1404 года Смоленск перешел в состав Литовского княжества, где он находился следующие 100 лет. В 1440 году в городе было восстание, но литовцам удалось его подавить.
В начале XVI века началась русско-литовская война, в ходе которой неоднократно были попытки взять Смоленскую крепость, но они не увенчались успехом. Лишь в 1514 году русским войскам удалось взять Смоленск.
В смутное время, из-за ослабления Российского государства, Сигизмунд III осадил город в 1609 году. Осада длилась почти 2 года, но в результате предательства город все же удалось взять. И снова на долгие годы Смоленск принадлежал Речи Посполитой.
Были неоднократные попытки вернуть город, однако только в 1654 году это удалось сделать и Смоленск окончательно перешел к Российскому государству. С конца XVII века город стали отстраивать и восстанавливать, так как он сильно пострадал из-за постоянных войн.
Во время войны 1812 года под стенами Смоленска произошло крупное сражение, в результате которого обе стороны потеряли более 20 тысяч человек и Наполеон взял город после отступления русских войск.
После окончания войны город вновь пришлось восстанавливать, но процесс этот был очень медленный. Новый импульс развитию города был дан с постройкой железной дороги в 1870 году.
После начала Великой отечественной войны Смоленск принял на себя один из первых ударов немецких войск и задержал их наступление на 2 месяца. Однако город все равно был оккупирован и в последующие годы подвергся серьезным разрушениям.
Что касается основной его достопримечательности - Смоленская крепостная стена, то она была построена в 1595-1602 годах под руководством зодчего Федора Коня. Общая протяженность стен - 6,5 километров, количество башен - 38. Таким образом, на территории России на сегодня нет крепостей, больше Смоленской по размерам.
Учитывая приграничное положение города, его защитным постройкам всегда уделялось много внимания. Стены и башни строились на совесть, толщина стен колеблется в пределах 5-5,2 метров, высота стен варьируется из-за рельефа. Наверху стены заканчивались боевой площадкой шириной 4-4,5 метра, таким образом ходили слухи, что по стене можно проехать на тройке лошадей. Дополнительно у стен были заложены рвы с водой, валы и равелины.
В XVII-XVIII веках Смоленская стена играла очень важную роль в сражениях и делала город почти неприступным. Однако во время войны 1812 года стены были серьезно разрушены и, по сути, остались только фрагменты стены. Восстанавливать ее полностью не стали, так как свое военное значение она уже утратила из-за усовершенствования оружия и изменений в ведении военных действий. Однако сохранившиеся участки стен и башен было решено сохранить и отреставрировать, что заняло почти весь XIX век.
В 1950-е годы начался второй этап реставрации, в результате которой удалось восстановить часть стен и башен и в некоторых из башен организовать музеи. По сути, реставрация продолжается до сих пор, но очень незначительными темпами. Всего на сегодня сохранилось примерно 3,3 километра стен и 18 из 38 башен.
Мой опыт
Смоленск находится в 380 километрах от Москвы, недалеко от границы Беларуси, и до 2017 года мне не приходилось бывать в той стороне. Но в апреле 2017 года я поехал на машине в Минск по работе и на обратном пути решил заехать в Смоленск, просто для галочки, чтобы посмотреть на стену, как бы это странно не звучало.
Так что я доехал до центра, перекусил в кафе, посмотрел на один из участков стены в самом центре, прикоснулся и поехал домой. Все это заняло меньше часа, и никаких фото я естественно не делал.
Из-за такого беглого осмотра, я даже и с городом не ознакомился толком, поэтому летом 2022 года была в планах поездка в Смоленск.
До Смоленска ходит несколько поездов с Белорусского вокзала, причем есть составы РЖД и есть Белорусские поезда до Минска и Бреста, но они проходят Смоленск ночью, что не очень удобно. Также, не так давно пустили «Ласточки», которые идут чуть больше 4-х часов.
Лето 2022 года было не стандартным в целом из-за известных событий и я не ожидал, что будет так сложно купить билет на ту же «Ласточку». За неделю, а то и раньше билетов часто уже не было, либо оставались последние места по невероятной цене. Я же обычно принимал решение о поездке за несколько дней, когда понимал, что по прогнозу погода будет нормальная, без дождей и желательно солнечная.
В итоге, билеты мне удалось приобрести только в конце августа, когда ажиотаж немного спал. Тем не менее, до Смоленска я взял билет на ночной поезд, который я не видел до того, отправлялся он в 12 часов ночи и почти в 6 утра приходил в Смоленск, по стоимости мне обошелся в 1500 рублей, а обратный билет мне удалось взять на «Ласточку», отправлением в 16:00 и стоил он 1100 рублей. Таким образом, у меня было почти 10 часов, чтобы погулять по городу. Погода, к сожалению, все равно немного подвела, но было не очень холодно и без дождя хотя бы.
Прибыв на вокзал, первым делом загрузился кофе и завтраком и отправился в центр к Соборной горе, где находится Успенский собор - главный собор города. Вокзал находится на северном берегу реки Днепр, а историческая часть города на южном, поэтому нужно было перейти мост. И оттуда уже открывается вид на первые участки стены, а на заднем фоне возвышается собор.
Первоначальный собор был основан на этом месте еще в 1101 году, но он был разрушен в 1611 году, во время обороны от Речи Посполитой. Только в 1670-х годах было принято решение о восстановлении собора. Разобрали старый и начали возводить новый, но в скором времени стройка была остановлена, и возобновлена лишь в 1732 году, а через 8 лет была окончена. Территория соборной горы небольшая. Все пространство облагорожено и сверху открывается неплохой вид на город.
Далее я немного поднялся по самой старой и красивой улице города – Большой Советской, где можно увидеть множество старых и интересных зданий. Вообще я люблю города с перепадами высот и Смоленск в этом плане меня порадовал и удивил еще при первом посещении.
Но так как моей основной целью было увидеть стену, то я построил маршрут таким образом, чтобы пройти вдоль стены по всему кругу. Как мы помним, общая протяженность стен изначальная была – 6,5 километров, поэтому пройти это расстояние, в общем, не сложно.
Осмотр я начал с северо-восточного участка и двигаться по часовой стрелке вдоль стены. Кстати, именно восточная часть стены сохранилась больше всего. Некоторые участки стены проходят в не очень удобном месте, поэтому идти там не везде просто. Больший интерес, конечно, представляют собой башни, так как все они разные и почти не похожи друг на друга.
До сквера Памяти воинов-интернационалистов ничего кроме стены интересного не встречается. В сквере же, непрерывный участок стены заканчивается Никольской башней, в которой сегодня обустроен музей Смоленский лен и дальше стена начинает идти небольшими участками.
Здесь также начинается центральная часть города, где обустроено множество скверов и парков, находятся различные памятники, музеи и исторические здания.
Таким образом, я дошел до Лопатинского сада, где заканчивается стена и находятся остатки Королевского бастиона, что напоминает крепости-звезды. Сам парк очень приятный и очевидно пользуется популярностью у местных жителей для прогулок и занятия спортом, мне понравилось.
Дальше стена заканчивается и следующий участок появляется только на набережной. Кстати, набережная была полностью сделана только в конце 2013 года, до этого там был неблагоустроенный берег. Видно, что уже немного потрепалась она, но в целом неплохо еще сохранилась.
На все это у меня ушло примерно 4 часа, времени еще оставалось достаточно, а основную часть города я уже посмотрел, поэтому я решил доехать еще до одного места, которое находится примерно в 20 километрах от города – мемориальный комплекс Катынь.
Это печально известное место, где в 1939-1940 годы было расстреляно большое количество польских военнопленных офицеров и интеллигенции. Также раскопки показали, что в этих местах проходили казни в 1920-1930-х годах.
В советское время об этих событиях долгое время умалчивалось, только в 1978 году захоронения обнесли кирпичной стеной. В середине 90-х годов уже польскими исследователями были проведены раскопки. В 1999 году началось строительство мемориала и летом 2000 года состоялось открытие. В 2017 году был построен новый выставочный центр, а также произвели благоустройство российской части захоронений.
Я добрался до Катыни на маршрутке с автовокзала, рядом с мемориалом есть остановка, так что через 40 минут я уже был на месте. Вход на территорию бесплатный, но попасть в выставочный центр можно только платно.
Сам мемориал оставил неоднозначное впечатление. Весь комплекс обустроен в лесу, выложены каменные дорожки, а местами построены деревянные настилы над землей.
Атмосфера немного гнетущая, людей было совсем немного, вокруг лес, тишина и местами жутковатые памятники. Есть о чем подумать и невольно картины в голове всплывают о том, как это происходило десятки лет назад. Я думаю, что такие вещи полезно знать и не забывать, не все же развлекаться.
На осмотр мемориала у меня ушло около часа, после чего я вернулся обратно в город. До обратного поезда оставалось еще почти 3 часа, так что я еще раз пошел прогуляться по центру в районе площади Ленина, где есть большой пешеходный участок. Местами проходил ремонт и работы по благоустройству.
В целом мне город понравился, есть ощущение старины, много исторических зданий с интересной архитектурой, перепады высот со смотровыми площадками, неплохая набережная. Ну и конечно размеры и размах стены поражает, даже сегодня, а какие впечатления были у современников после ее постройки, сложно представить.
Такой получилась моя поездка, наконец-то получилось нормально исследовать Смоленск и оценить его архитектуру и историческое наследие. Благодарю всех дочитавших, а я ставлю еще одну галочку и двигаюсь дальше.
Сложность посещения – 2,5 из 10, из Москвы сложности добраться нет, только ограниченное количество поездов в сезон и не всегда удобное расписание, в остальном же без проблем.
Необходимость посещения – учитывая, что Смоленск один из древнейших городов России, я считаю, что уделить ему внимание определенно стоит. А что касается стены, то несмотря на все разрушения и время, все же немалая часть стены и башен сохранились и можно легко представить изначальную задумку и как она выглядела в расцвете.