Говорят, что Толстой – отличный писатель (согласна), а человек был мол невыносимый. Или Пушкин гений, но игрок и кутила. А уж Есенин... по современным тоже проходятся часто: Александр Пелевин пророссийский, Акунин яростный либерал, а Гузель Яхина и вовсе против логики. И здесь встает главный вопрос: даже если это правда, то какое отношение это имеет к тому, что эти люди написали?
Кто-то внимательно следит за жизнью авторов. Читает интервью, социальные сети, высказывания о политике и так далее, которых зачастую больше, чем о творчестве. Сейчас с этим просто: подписался в телеграме и читай себе. Следи за тем, жертва режима автор или нет. Уехал он за рубеж или что. И среди всего этого вдруг найдется и анонс презентации книги, что по мне так куда интереснее личной жизни автора.
Безусловно, позиция автора не может не влиять на то, что он пишет. Его мировоззрение – это его стержень, поэтому то, о чем он пишет (если это не детектив или триллер, где политике места особо нет), будет проникнуто его позицией. Но я обычно абстрагируюсь от этого и считаю, что это позиция главного или второстепенного героя, а не автора. Потому что в другой книге он напишет другое. Ну а если у него во всех книгах герои одинаковые и об одном думают, то может и не стоит читать такого автора? И не из-за того, ЧТО он думает, а из-за того, что он не может создать разных героев.
Толстой терроризировал жену Софью, а под конец жизни и вовсе ушел. Да, она с ним натерпелась. Но разве это делает его произведения менее гениальными? Если не знать о его изменах и прочих «прелестях», то описание отношений Кити и Левина кажутся образцом чистоты и любви. Поэтому я, зная об особенностях жизни Толстого, просто вновь абстрагируюсь от этого. И читаю его книги так, как если бы их написал сферический Толстой в вакууме.
Что я больше всего не люблю, так это если смешивают писателя и его творчество до крайности: «я не буду читать Яхину, потому что она... (подставьте все, что вы слышали об этом человеке)». Какая разница, что она думает как человек? Нужно воспринимать книгу как творчество, я считаю. Как художественную литературу. А не как отражение мировоззрения автора.
Конечно, скандалы, связанные с авторами и их позицией, влияют на пиар. Любая реклама – реклама. Но нужно же обладать критическим мышлением и уметь делить на два.