Нарушение глутаматергической нейротрансмиссии все чаще считается основным признаком психического заболевания, связанного со стрессом, которое возникает преимущественно в пределах трехчастного синапса и включает базальное и активированное пресинаптическое высвобождение глутамата, доставку и функцию постсинаптических рецепторов, а также опосредованное транспортером поглощение и рециркуляция глутамата через цикл глутамат/глутамин.
Было продемонстрировано, что несколько регуляторных процессов в синапсе чувствительны к стрессу и повышенному уровню кортикостерона (CORT). Например, острое воздействие стресса или введение CORT быстро вызывает высвобождение глутамата в гиппокампе , а 100 нМ CORT значительно увеличивает частоту возбуждающих постсинаптических потенциалов в пирамидных нейронах СА1 .
Приблизительно у 30% старых крыс наблюдалась базальная гиперсекреция CORT, которая коррелировала с когнитивными нарушениями и атрофией гиппокампа. Искусственное снижение концентрации КОRТ в среднем возрасте достоверно уменьшало развитие как нарушений памяти, так и атрофии гиппокампа.
Устойчивое повышение уровня кортикостерона (CORT) является одной из частых причин старения и большого депрессивного расстройства.
Однако роль повышенного уровня CORT в развитии депрессии в пожилом возрасте (LLD) не выяснена.
В эксперименте было показано, что что животные с низким уровнем кортикостерона ( L-CORT ) демонстрируют ослабленные симптомы депрессии и дефекты памяти в поведенческих тестах по сравнению с животными с высоким уровнем кортикостерона (H-CORT).
Внеклеточное накопление глутамата может быть причиной нарушения глутаматергической передачи, которая зависела от поглощения Glt-1 в астроцитах. Выявлено, что уровень экспрессии Glt-1 в гиппокампе у крыс L-CORT был намного выше, чем у крыс Sham и H-CORT.