Найти тему
IQ Media

Почему семьи выбирают обучение на дому и с какими проблемами сталкиваются?

Оглавление
Фото: iStock
Фото: iStock

Семейное образование востребовано по многим причинам — от стремления родителей персонализировать обучение детей, спасения от школьного буллинга до желания укрепить семью. Но перевести ребёнка на домашнее обучение (если это и правда нужно) не так просто — есть организационные и психологические трудности, в том числе, непонимание со стороны родственников.

«А как же социализация?» — упрекают хоумскулеров. Те в ответ парируют: школа — не единственное общество для детей. Есть ещё кружки, клубы, такие же семьи, где родители заменяют школу. IQ.HSE разобрался в феномене домашнего обучения по статье исследовательниц Института образования НИУ ВШЭ.

Как учатся дети в домашней школе?

Российское законодательство в отношении семейного образования вполне либерально: родители могут выбирать разные формы обучения, без давления со стороны образовательных организаций (примерно такой же минимальный контроль — в Италии и Великобритании). В школы дети приходят, только чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию (контрольные работы и экзамены). Правда, тут и кроется одна из проблем.

Родители-хоумскулеры заменяют детям школу, берут на себя её нагрузку. Но от самого образовательного учреждения (а дети к нему формально приписаны) получают очень мало: иногда — консультации педагогов и учебники. Для школы «семейники» порой оказываются «невидимыми», непонятными, незаметными.

При этом школа — не обязательно «мамина» или «папина»: детям могут преподавать не только родители, но и репетиторы. Кто-то учится в онлайн-школах, кто-то — на онлайн-курсах. Но главное, что все решения и ответственность по поводу образования ребенка «монополизирует» семья. В зарубежной литературе существует мнение, что дети учатся дома в силу убеждений родителей. Однако принципиально не это, а то, что именно семья — ключевой актор образовательного процесса, его стратег и тактик.

Фото: iStock
Фото: iStock

Почему семьи выбирают обучение на дому?

В ходе исследования выяснилось, что выбор семейного образования во многом связан с невысоким, по мнению респондентов, качеством школьного обучения. Так, родители были недовольны преподаванием (оно не на «должном уровне») и «лишними» предметами в учебном плане. Лучшим решением для них стала возможность самостоятельно проектировать образование детей. Семья в этом «следует интересам ребенка», пояснила одна из респонденток. Участники проекта также выделяли возможность применения наиболее подходящих их детям методов обучения.

Другой значимый фактор выбора хоумскулинга — стремление укрепить отношения в семье (между братьями и сестрами, родителями и детьми, больше вовлечь отцов в заботу о детях), лучше узнать своих чад. Важно было и повысить мотивацию к учёбе. По словам одной из респонденток, её сын любит учиться, но не хочет ходить в школу. Вероятно, перевод на семейное обучение помог решить проблему.

Среди других факторов выбора — проблемы в общении с учителями и одноклассниками (в частности, буллинг; как рассказала участница исследования, её сына били в школе), а также нарушения здоровья. В одной из семей ребёнку пришлось оставить школу прямо в середине учебного года. Он часто болел простудами, были проблемы с пищеварительной системой и почками. Приходилось регулярно посещать гастроэнтеролога и нефролога. В такой ситуации ребёнку было сложно находиться в школе полный день.

Есть ли трудности с переходом на семейное обучение?

Исследование выявило ряд формальных и психологических проблем как при переходе к хоумскулингу, так и при его реализации. Формальные трудности (о них заявили 40% опрошенных семей) включали организационные аспекты, нехватку у родителей компетенций, недостаток времени, финансов и обучающих материалов, сопротивление школ при переводе детей на семейный формат и при необходимости организовать аттестацию.

Психологические барьеры также возникали и при переходе к хоумскулингу (о них заявили 16% семей), и на стадии собственно обучения. Упоминались непонимание и осуждение со стороны других членов семьи и некоторая неуверенность самих родителей.

Ещё одна психологическая проблема — стресс в связи с организацией и контролем учёбы. Сложно было мотивировать детей учиться, создать дома насыщенную образовательную среду, готовить детей к аттестации. У тех родителей, которые не говорили о барьерах при смене формы обучения, вероятно, тоже не всё шло гладко. Но они, по-видимому, обращались за помощью к посредникам (заочным школам и пр.), что упрощало процесс.

По материалам IQ.HSE