Они называли себя пожизненными президентами и повелителями всех зверей, создавали религии в свою честь, устраивали кровавые геноциды и войны, но каждый из них в итоге потерял власть и закончил свои дни в забвении, изгнании или на эшафоте. В 10 очерках о самых жестоких диктаторах XX века и их бесславных финалах журналисты исторического проекта «бармалеи/партизаны» рассказывают, почему наполеоновские замашки стоили «императору» Центральноафриканской республики пожизненного срока, как жестокий режим Стресснера привел к тому, что теперь в Парагвае нельзя избирать политиков на второй срок, что позволило чилийцам законно отстранить Пиночета от власти, каким образом португальцы обманывали своего недееспособного авторитарного премьера, а также какую роль сыграли Запад и СССР в процветании и падении африканских диктатур.
Жан Бедель Бокасса: африканский Наполеон
В канун 1966 года Жан Бедель Бокасса осуществил военный переворот («новогодний переворот», или «путч дня Св. Сильвестра») против собственного кузена Давида Дако, присвоившего ему чин полковника и титул главы вооруженных сил Центральноафриканской республики.
Десять лет спустя Бокасса объявил о переименовании страны в Центральноафриканскую империю, а самого себя провозгласил императором и устроил из своего «восшествия на трон» красочное представление по образцу коронации Наполеона. О помощи в организации коронации Бокасса попросил президента Франции Жискар д’Эстена, и тот вынужденно ответил согласием: Франция была заинтересована в сохранении влияния на ЦАР, а также в залежах урана и алмазов на ее территории.
Во Франции было пошито большинство костюмов, изготовлено множество предметов роскоши и сочинены «Имперский марш» и «Имперский вальс», а также коронационная ода.
Императорский трон стоимостью около 2,5 миллиона долларов США создал скульптор Оливье Брис вместе с бригадой из 300 рабочих. Более 240 тонн еды и напитков для банкета после коронации привезли в ЦАИ самолеты из Европы.
4 декабря «Его Величество Бокасса Первый, император Центральной Африки» был коронован на престол ЦАИ вместе со своей «супругой номер один» (из 19 законных жен) Екатериной Дангиаде.
После коронации Их Величества отправились в кафедральный собор на мессу, а затем — на банкет для 400 наиболее важных гостей. Именно на этом банкете Бокасса шепнул на ухо французскому министру по делам сотрудничества Роберу Галлею, что на самом деле гости ели человеческое мясо. Скорее всего, Бокасса просто пошутил, но в дальнейшем эта фраза стала одним из поводов обвинять его в людоедстве.
Коронация была резко негативно воспринята как в странах Африки, так и за ее пределами. Общая стоимость торжеств превысила 20 миллионов долларов США, и, даже несмотря на помощь Франции, такие траты для бюджета оказались катастрофическими.
Со сказочной роскошью императорского двора резко контрастировал общий уровень жизни в стране: в 1977 году в «империи» был 1 врач на более чем 40 тысяч жителей и один-единственный стоматолог. Аресты инакомыслящих, жестокие подавления демонстраций и пытки противников режима лично Бокассой стали в стране обычным делом. После убийства более чем 100 детей и молодых людей, выступавших против ношения слишком дорогой униформы, «заграничные партнеры» решили, что поддержка Бокассы выставляет их уж в слишком неприглядном свете перед мировым сообществом. Кроме того, Бокасса начал сближаться с просоветской Ливией Муамара Каддафи, что Франции было совершенно не с руки.
В 1979 году, пока Бокасса находился с визитом в Ливии, французские коммандос свергли его режим в результате бескровного переворота — операции «Барракуда». Власть в стране была возвращена Давиду Дако, который объявил об упразднении монархии и восстановлении Центральноафриканской республики.
В декабре 1980 года суд ЦАР заочно приговорил Бокассу к смертной казни, однако в 1986-м он добровольно вернулся в страну, наивно полагая, что истосковавшийся по его правлению народ вновь возведет его на трон. Этого не произошло. Начался новый процесс, Бокассе были предъявлены обвинения в государственной измене, убийствах, каннибализме и растрате государственного имущества. И хотя обвинения в каннибализме ему удалось опровергнуть, остальных вполне хватало, чтобы повторно приговорить его к смерти.
Вскоре, однако, приговор был заменен на пожизненное заключение, а затем и вовсе смягчен до 20 лет лишения свободы. Отсидев в тюрьме семь лет, Бокасса вышел в свободу в 1993 году по всеобщей амнистии. Еще три года спустя он скончался от инфаркта.
Аугусто Пиночет: диктатор, проигравший референдум
Генерал Аугусто Пиночет пришел к власти в Чили в результате военного переворота 11 сентября 1973 года, свергнувшего демократически избранное правительство просоветского президента Сальвадора Альенде. Пиночет был главой военной хунты, а с декабря 1974 года занял пост президента Чили и постепенно устранил всех своих соратников-конкурентов.
Пиночет говорил: «Из всех наших врагов главным и наиболее опасным является коммунистическая партия. Мы должны разрушить ее сейчас, пока она реорганизуется по всей стране. Если нам это не удастся, она рано или поздно уничтожит нас».
В стране были созданы военные трибуналы и концентрационные лагеря, марксисты и другие леворадикалы подвергались репрессиям и казням. За время правления диктаторского режима было убито более 3 тысяч человек и более 40 тысяч чилийцев подверглись арестам, пыткам и тюремному заключению.
5 октября 1988 года в Чили состоялся национальный референдум, на котором 55% граждан страны отказали Пиночету в продлении полномочий.
Пиночет созвал собрание хунты и предложил генералам ввести войска в столицу и дать ему чрезвычайные полномочия. Генерал авиации Фернандо Маттеи сказал, что не пойдет на это ни при каких обстоятельствах и первым из членов хунты публично признал, что Пиночет проиграл плебисцит.
Десять лет спустя после падения режима Пиночета чилийский суд попытался привлечь бывшего диктатора к ответственности за содеянное. В августе 2000 года Верховный суд Чили лишил его неприкосновенности, после чего возбудил преследование по более чем ста эпизодам, связанным с убийствами, а также похищениями и пытками людей. Однако уже в июле 2001 суд признал 85-летнего бывшего диктатора страдающим от старческого слабоумия, что исключало уголовное преследование.
В 2005-м чилийский суд вновь обвинил Пиночета в причастности к массовым убийствам — и несколько месяцев спустя оправдал. Еще два месяца спустя против Пиночета опять было выдвинуто обвинение в коррупции, а также в причастности к похищениям и убийствам. Впоследствии к обвинениям добавились наркоторговля, незаконная торговля оружием и уклонение от уплаты налогов.
В конце концов 91-летний Пиночет избавил суд от тяжелой необходимости выносить себе приговор, раскалывая чилийское общество. 3 декабря 2006 года он перенес тяжелый инфаркт и неделю спустя скончался. Пиночет продолжал оставаться чрезвычайно популярной фигурой у себя на родине, и далеко не все чилийцы готовы были согласиться с тем, что экс-президент — преступник. В день его смерти одни скорбели, а другие громко радовались на улицах. Похороны Пиночета собрали 60 тысяч его сторонников.
Альфредо Стресснер: последний президент, которого парагвайцы терпели дольше одного срока
Парагваец Альфредо Стресснер, в возрасте 36 лет ставший самым молодым генералом в Латинской Америке, в 1954 году пришел к власти в результате военного переворота. Вскоре в Парагвае прошли выборы, на которых предлагалось проголосовать за одного единственного кандидата: Альфредо Стресснера. Таким образом он победил на них с результатом в 100%. В дальнейшем Альфредо переизбирался еще восемь раз, набирая от 70 до 90% голосов.
Придя к власти, Стресснер ввел в стране военное положение, которое продлевалось каждые 90 дней и было отменено только в 1987 году. Были запрещены все партии, кроме правящей, введена жесткая цензура и ограничены права парагвайцев.
Репрессиям в годы правления Стресснера подвергались коммунисты, либералы, социал-демократы, парагвайские индейцы, католические священники, профсоюзные активисты и крестьяне, недовольные аграрной реформой.
Всего за годы диктатуры, только по данным официального расследования парагвайской Комиссии по установлению истины и справедливости, убито около 4000 человек, порядка 20 тысяч арестованы и подвергнуты пыткам, почти 3500 депортированы.
По мере старения Стресснера в стране сильнее росло недовольство его режимом. В феврале 1989 года переворот против 76-летнего президента возглавил его ближайший друг, соратник и родственник — генерал Андрес Родригес. Воинские части под его командованием вступили в бой с личной охраной Стресснера; 31 человек с обеих сторон погиб и 58 были ранены. Стресснер до последнего момента не мог поверить в предательство Родригеса и хотел спасти его от заговорщиков.
Через несколько дней после переворота Стресснер, которого Родригес считал слишком опасным держать на территории Парагвая даже в качестве заключенного, вместе с женой и сыновьями был выслан в Бразилию. Там он и прожил следующие 17 лет в изгнании. В возрасте 93 лет болевший пневмонией Стресснер скончался в городе Бразилиа; непосредственной причиной смерти стал инсульт.
За время изгнания он несколько раз пытался получить разрешение вернуться в Парагвай, чтобы умереть на родине, но все бразильские правительства (в том числе правые) отказывали ему в этом. Не могло быть и речи о том, чтобы как-то почтить в Парагвае его память. Именно правлению Стресснера парагвайцы обязаны тем, что в стране до сих пор действует запрет переизбрания политиков даже на второй президентский срок.
Антониу ди Салазар: диктатор, который впал в деменцию и до конца жизни считал себя президентом
История конца жизни португальского диктатора Антониу ди Салазара — самая трагикомичная из этой подборки. Салазар фактически управлял Португалией на протяжении 36 лет, однако лишь несколько месяцев из них пробыл на посту президента; должность премьер-министра вполне его устраивала.
Сначала Салазар занимал пост министра финансов и начал на нем выводить страну из затяжного экономического кризиса, а в 1932 году стал премьер-министром. В 1933-м была принята новая конституция, устанавливавшая в стране авторитарный режим и предоставлявшая премьер-министру практически неограниченные полномочия. До 1968 года Салазар оставался фактическим главой государства.
Политический режим Салазара получил название «Новое государство»: он был основан на политических и экономических ценностях корпоративизма — политического течения, которое считает основным элементом общества не индивидов или классы, а общественные организации. Одной из разновидностей корпоративизма был итальянский фашизм. Диктатура Салазара — сравнительно мягкая, однако при нем в португальской колонии Кабо-Верде, в поселке Таррафал функционировал концентрационный лагерь для противников режима, известный как Campo da Morte Lenta — «лагерь медленной смерти». Первый директор Таррафала, капитан Мануэль душ Рейс приветствовал заключенных речью: «Кто бы ни входил через эти ворота, он теряет все свои права и должен выполнять только обязанности. Всякий, кто приходит в Таррафал, умирает». Лагерь считался самой страшной португальской тюрьмой. Туда направлялись коммунисты, политические преступники, а затем и борцы за независимость африканских колоний Португалии. Сотни людей погибли в Таррафале от желтой лихорадки, были замучены в тюрьмах или просто убиты без суда и следствия португальской тайной полицией.
В августе 1968 года 79-летний Салазар пережил кровоизлияние в мозг, вызванное, по мнению большинства историков, падением с шезлонга. В сентябре он впал в кому, и члены правительства готовились к смерти Салазара. В результате закулисной борьбы новым премьер-министром был избран Марселу Каэтану.
Месяц спустя Салазар, однако, неожиданным образом вышел из комы. Ему не позволили вернуться к управлению страной, но и не стали сообщать, что он отстранен от власти.
До самой своей смерти утративший дееспособность Салазар пребывал в уверенности, что остается премьером Португалии. Он проводил совещания, подписывал документы и раздавал поручения подчиненным. Врачей и медсестер предупредили ничего не говорить Салазару о реальном положении дел и даже издавали для него в единственном экземпляре газету, в которой печатались только хорошие новости. Так, чтобы не расстраивать не любившего США старика, от него скрыли, что американцы высадились на Луне.
В июле 1970 года Салазар скончался, а четыре года спустя «революция гвоздик» поставила точку в существовании созданного им режима «Нового государства».
Этот текст специально для Дискурса подготовил коллектив исторического проекта «бармалеи/партизаны», участники которого обнаружили так много аналогий и перекличек между происходящим сегодня в России и событиями XX века, что создали об этом медиа в телеграме и инстаграме, где рассказывают об уроках истории и ее параллелях с современностью.
На сайте самиздата (или его зеркале) вы можете прочитать полный материал, в котором мы рассказываем о «завоевателе Британской империи» Иди Амине, похитителе детей Хорхе Виделе, повешенном на висилице Саддаме Хусейне и других диктаторах прошлого столетия.