Иными словами, почему нацисты не выслали евреев из своей страны, вместо того, чтобы делать с ними то, что сделали? Почему их просто не отпустили, чтобы забыть об этом народе раз и навсегда? Почему ради решения этого вопроса предпочли отвлекать значительные человеческие и финансовые ресурсы во время войны?
Это довольно сложная тема, и ради правильного и полного ответа говорить обо всем нужно по порядку. Средневековая Германия стала родиной ашкеназов – крупнейшей еврейской группы в настоящее время, которая была еще более значительной до начала Второй мировой войны. Несмотря на это, в конце 19-го века гражданами этой страны являлось всего несколько сотен тысяч евреев – остальные ее покинули в результате долгих столетий гонений.
Это были люди, глубоко укорененные в немецкую культуру, находящиеся на грани ассимиляции. Экономист Карл Маркс, композитор Мендельсон, физик Эйнштейн, психолог Фрейд являлись христианами или атеистами. К этому привели десятилетия поражения евреев в правах, которое пришло на смену наполеоновской политики еврейской эмансипации.
Но в 1880-х годах все изменилось. Из-за погромов в Российской империи многие из детей Сиона решили покинуть земли, где их предки жили на протяжении сотен лет. И существенная их часть нашли приют в более терпимых Австрии и Германии. Некоторые, кстати, с радостью приняли участие в Первой мировой на их стороне, чтобы поквитаться со страной, которая их изгнала. Так или иначе, в краткое время еврейское население этих государств увеличилось в два или три раза.
Но это все еще были сравнительно невеликие цифры – около 500 тысяч, менее процента от всего населения. И после прихода к власти нацистов именно за счет эмиграции Гитлер и компания намеревались решать еврейский вопрос. При посредничестве сионистских организаций и ряда еврейских банков в августе 1933-го было заключено Соглашение Хаваара – немецкое правительство обещало способствовать еврейской эмиграции в Палестину.
Тем не менее, с таким трудом налаженная схема работала очень и очень неэффективно. Большинство европейских евреев отказывалось ехать на Ближний Восток, а после ряда арабских волнений Великобритания перестала даже тех, кто был на это согласен. Поэтому Адольф Эйхман, после того, как он возглавил в СС «еврейский отдел» пытался высылать своих подопечных в любое доступное место.
К сожалению, в довоенном мире отсутствовала концепция открытых границ, а свободы передвижения не было. Любое государство могло ограничить иностранцам въезд на свою территорию, не придумывая для этого какие-либо основания. Тем более, что Великая депрессия была в самом разгаре. И даже экономические гиганты, вроде США, Англии и Франции не знали чем кормить собственных граждан.
Во второй половине 1930-х даже самым упертым скептикам стало ясно, что со своими евреями Германия делает что-то не то. Поэтому летом 1938-го года была проведена Эвианская конференция, на которой западные державы решали вопрос: пускать к себе немецких евреев или не пускать. И каждое из правительств нашло веский довод, чтобы отказать или ограничить эмиграцию.
Тогда верхушке НСДАП стало ясно, что вопрос в ближайшее время не будет решен. После этого была принята концепция юденфрай, т.е. Германии, свободной от евреев. Их стали собирать в гетто, а затем в лагерях, чтобы предотвратить всякое взаимодействие с немцами. Казалось, что позволит на время справиться с проблемой.
Но после оккупации Австрии, Чехии, а затем и Польши детей Сиона на территории германского рейха оказалось не сотни тысяч, а уже миллионы. Стало ясно, что эмиграция не поможет, тем более, что она была невозможна после начала войны. Кое-кто сумел сбежать через нейтральные страны, некоторые счастливчики укрылись на территории СССР, но все равно, оставалось в Германии и ее сателлитах оставалось многомилионное еврейское население. А у властей отсутствовало понимание – куда его следует деть.
Наконец, в январе 1942-го года в Берлине была проведена Ванзейская конференция, на которой обсуждался вопрос: что делать с этим народом в условиях мировой войны. Только после этого администрации лагерей дали отмашку, и они заработали на полную мощность.