Петровск Саратовский. Работники плодосовхоза «Петровский». (Семейные фото и воспоминания).
Морозов Александр Сергеевич.
Из воспоминаний дочери Печерской (Морозовой) Галины Александровны.
Мой отец, Морозов Александр Сергеевич, родился 1 ноября 1928 года в деревне Апушка, Екатериновского района Саратовской области.
На современной карте Екатериновского района Саратовской области теперь уже сложно будет найти все населенные пункты того периода, лиши поселок Кипцы остается главным ориентиром и напоминанием о малой Родине моих родителей.
Все три населенных пункта, где прошло детство и юность моих мамы и папы, располагались недалеко друг от друга; если смотреть по карте, то они будут практически на одной линии, крайними точками которой были Кипцы и Екатерино-Апушка. Если смотреть от Кипцов, то сразу за оврагом находилась деревня Михайловка, а чуть дальше, за небольшим прудом, располагалась Апушка.
Семья Морозовых проживала в Апушке.
Папин отец – Морозов Сергей Евсеевич работал «смотрителем мостов», и его работа была связана с осмотром и ремонтом мостов на определенном участке, по сегодняшним меркам который включил бы в себя Екатериновский, Новобурасский и Петровский районы.
Мать папы – Морозова Мария Ивановна, из семьи Морозовых (однофамильцы). В семье у них было шестеро детей – все девочка (Мария, Федора, Авдотья, Марфа, Александра и Вера).
Моему отцу было 5 лет, когда его родителей не стало. Несчастный случай унес жизнь Сергея Евсеевича (его придавило к «быку опоры» моста, как вспоминал мой папа). Его супруга, Мария Ивановна, просто не смогла справиться с горечью утраты (она словно «закаменела», как поговаривали тётки, увидев тело своего мужа на телеге, когда того привезли домой), она «замкнулась в себе» и прожила совсем недолго… Саша и его младший брат Коля, которому было 1,5 года, остались сиротами.
Мальчишек «раскидали» по теткам (сестрам Марии Ивановны). Колю взяли в семью Ершовы, которые проживали на тот период в Кипцах. Сестра Марии, Федора Ивановна, только что родила Петеньку, поэтому ей и отдали маленького Колю. Так что, папин брат Николай Сергеевич рос вместе с Ершовым Петром Алексеевичем и Егоровой (Ершовой) Верой Алексеевной.
Марфе Ивановне «достался» пятилетний Саша, который в новую семью пришел не с пустыми руками, а вместе с коровой, которая осталась от родительского хозяйства. Марфа Ивановна была женщина одинокая и, конечно же, ей нужен был помощник. Она работала техничкой в школе, и Саша всегда был при ней.
С началом учебного года, Саше приходилось вставать в 5 часов утра, чтобы успеть натопить печь к началу занятий, затем помочь тетке с уборкой коридоров и классов, и уже после этого ещё и идти на урок…
Первое время было сложно привыкнуть к такому плотному графику работы и учебы, но так уж сложилась судьба, и поэтому приходилось все успевать, и работать и учиться…
Вместе с аттестатом о начальном образовании школа дала Саше путевку в жизнь… Уже потом, когда папа стал взрослым он часто шутил о своей учебе, – « 4 класса и коридоры»…
Ещё одна сестра мамы, Авдотья Ивановна, была замужем за Сизовым Григорием Захаровичем. Жили они в Михайловке, и у них было 3 дочери (Таня, Шура и Лида) и сын Степан.
Сизов Григорий Захарович, служил в первую мировую…, полный кавалер солдатского Ордена Святого Георгия, за что и был пожалован денщиком (которого отправил в деревню помогать жене по хозяйству).
Денщик-австриец, хозяйственный и домовитый (наверное, тоже выходец из «австрийского крестьянского сословия») сохранил в кармане семена понравившихся ему томатов, которые и привез с собой в Михайловку. Вряд ли кто теперь вспоминает об этом событии, но тогда, уже начиная с 1915 года, вся Михайловка сажала помидоры.
Закончив службу, Григорий Захарович вернулся домой…, в деревне его уважали и называли не иначе, как «Георгиевский кавалер всех степеней».
Папа часто нам рассказывал о Григорие Захаровиче…, для него дед всегда был достойным примером и хорошим учителем.
Даже и теперь я ещё представляю Григория Захаровича – очень была калорийная фигура…
На общей фотографии, с папиного юбилея в честь его семидесятилетия, сбоку, в клетчатой рубахе, стоит усатый здоровый мужик, очень похожий на Григория Захаровича. Это - Сизов Виталий Степанович сын Степана Григорьевича и внук знаменитого деда - Григория Захаровича.
А, ещё у Григория Захаровича около дома был большой фруктовый сад. Одних только яблонь в саду, которым Григорий Захарович уделял особое предпочтение, было около 50 деревьев…
Большой сад требовал к себе и «большого» ухода… Весной все деревья окапывались по размеру кроны, а осенью на каждое дерево выливалось не менее 40 ведер воды… К этим работам привлекалась практически все домашние, но больше всех доставалось моему папе и Виталию.
Под яблонями всегда сажались «знаменитые» Михайловские помидоры…
Весной дед Григорий спал прямо за столом у открытой форточки, на которой висела мокрая тряпица. Время от времени он просыпался и щупал её…, и если к утру опускался холод, то эта тряпица начинала покрываться инеем…, здесь уж подключались все домашние и шли жечь костры, окуривая дымом цветущие деревья.
А потом была война. Голод, холод… дом переполненный эвакуированными...
Александру уже было 17 лет, когда он пошел учиться на тракториста…, работал в Апушке помощником тракториста, сцепщиком, ….
В 1942 (43) году (после Сталинградской битвы) его направили на учебу в ФЗУ города Аткарск учиться на машиниста железнодорожного транспорта... Около года Александр работал помощником машиниста, даже один раз их поезд попал под обстрел вражеского самолета…
Практику он проходил на железнодорожной ветке Аткарск-Вольск. Одной из станций на их пути был Петровск… Папа вспоминал, что очень не любил этот город… Не очень приятные воспоминания о нем остались в памяти… Здесь, за вокзалом была огромная яма, куда приходилось каждый раз выгружать отработанный уголь…
Затем папа вернулся в Михайловку», где проработал трактористом до 1948 года в колхозе «Ленинский путь».
Армия… Папа служил с 1948 по 1952 год (3 года и 11 месяцев)… службу проходил в качестве авиационного механика самолетов с реактивными двигателями…
За время службы побывал во многих европейских городах - Польше, Югославии, Чехословакии… Их группа готовила летчиков к полетам на новых моделях самолетов…, может, поэтому его так долго и не демобилизовали.
Мама, Серафима Афанасьевна Кочугур родилась в деревне Михайловка (которая в то время ещё была хутором). Жили они недалеко от Григория Захаровича (здесь же они и познакомились с папой).
Отец мамы - Кочугур Афанасий Васильевич приехал в Поволжье из Украины ещё во время Столыпинской реформы. Бабушка, как и её муж (Афанасий Васильевич) была колхозницей. В семье было 3 детей: Валентин, Серафима и Николай.
Мамин отец из семьи, где на фронт ушли 5 братьев Кочугур…, а вернулся лишь он один...
Афанасий Васильевич – инвалид Великой Отечественной войны (вернулся он с фронта без руки) перебрались в Петровск в 1965 году.
Мамин брат - Валентин Афанасьевич Кочугур (последнее время работал в Петровске в управлении с/хозяйства в отделе механизации)
Ещё один брат мамы Николай Афанасьевич Кочугур родился в 1945, погиб в 1972г. (утонул).
Сначала мама работала в Екатериновке, а затем, когда мы уже переехали в Петровск работала в МСО, МПМК экономистом.
Закончила она строительный железнодорожный техникум в г.Саратове.
После окончания техникума мама проходила практику в городе Томске. Работала она на кирпичном заводе, где в то время выпускался кирпич самого высокого качества. В послевоенное время было большое количество заказов от строительных организаций и приходилось много работать. Труд был тяжелый, может, поэтому на заводе в основном работали заключенные.
Сразу же после демобилизации из армии папа едет в Томск за своей любимой подругой.
17.02.1952 года у них с мамой свадьба. Здесь же в Томске они остаются жить и работать.
С 1953 по 1955 год папа работал в ИТЛ «ГХ» в должности механика, сменного мастера.
В 1955 году родители вернулись на родину, где папа работал по 1964 год механиком в Екатерининском лесхозе.
В 1964 году Екатерининский лесхоз был объединен с Аткарским лесхозом…
Мне теперь сложно объяснить все возникшие с этим событием семейные проблемы… могу лишь сказать точно, что мой папа едет в Аткарск увольняться с работы…
Папа уехал в Аткарск и пропал на два месяца…, мы все искали его, плакали…, а он в Аткарске встретил директора Петровского лесхоза Кошелева Геннадия Николаевича и тот уговорил его перебраться в Петровск…
Не знаю всех подробностей того случая, но вернее всего папа решил все узнать сам, перед тем как везти семью на новое место жительства…, мы с сестрой уже учились в школе (я училась в 4 классе, а Таня в 3-м) и вопрос с жильем для семьи имел тогда решающее значение.
Что пошло не так и почему с работой в лесхозе оказались проблемы теперь уже не так важно, главное, что Кошелев Г.Н. помог нашей семье определиться и с работой и жильем. Он привел моего отца в Петровский плодопитомник, где для нас все решилось лучшим образом – нам дали временное жильё, а папа получил в совхозе должность инженера-механика…
Уже через год мы переехали в новый дом, где прошли мои лучшие годы детства и юности.
В питомнике папа проработал с 1964 по 5.08.1983 года в должности инженера-механика…
Мой отец, Морозов Александр Сергеевич - член КПСС с февраля 1961 г., секретарь партийной организации Питомника в 1965-66 годах, «Ветеран труда» с 1984 года, «Ветеран войны» с 2005 г.
Плодопитомнический совхоз Петровский в то время «набирал обороты»… освоение новых земель, посадка садов и ягодных культур… и кругом нужна была техника. Это было время, когда машинный парк питомника вырос практически в 2-3 раза. Первое время техника стояла прямо на улице, здесь же проходил её мелкий ремонт. Расширение небольшого гаража решило проблему с хранением и своевременным ремонтом техники.
За годы работы было всё – и радость победы и горечь поражений, и всегда отец находился на передовой всех проводимых работ совхоза. Вспашка, культивация, полив, доставка рабочих к дальним кварталам, перевозка готовой продукции, посадка лесозащитных полос между садовыми кварталами… просто не перечислить всех работ, выполняющих его подчиненными шоферами и трактористами.
Казалось бы, обычная станция для полива… что тут такого…, а ведь тоже нужно было техническое решение для её использования в хозяйстве… Сколько тогда было вложено в неё сил и здоровья чтобы она заработала… (похожая установка долгое время работала на втором участке плодосовхоза).
В работу папа вкладывался весь без остатка, очень часто переживал за производство…, большая нагрузка, а на отдых порой времени просто не было…
Начались проблемы с сердцем…, с работы пришлось уволиться уже после третьего инфаркта…
Папа очень переживал…, ему казалось, что он остался без работы…, без любимого дела…, без предприятия которому отдал «без малого» двадцать лет…
И все же он «взял себя в руки», успокоился… можно сказать, что он находит в себе силы чтобы начать новую жизнь… и, в первую очередь, здесь заслуга его жены - моей мамы.
Свою трудовую деятельность папа заканчивал в Ртищевском отделении железнодорожного водоснабжения… Работал до 1992 года… «Наверное это судьба», - как-то сказал он нам, - «с железной дороги начал свою трудовую биографию – железной дорогой и заканчиваю».
Папа очень любил семью. С мамой они прожили 66 лет в любви и согласии, всегда вместе, всегда готовы придти друг другу на помощь… детей (две дочери), внучек (три), правнуков (две правнучки, четыре правнука).
Умер мой папа 15 октября 2018 г. пережив на один день свой настоящий день 90-летия.