Хотела я рассказать вам о двухтомнике "Истукан" Евгения Рудашевского, который читать изначально не планировала, а всё же начала. Но понимаю, что рассказ об "Истукане" будет не совсем правильным без остальных книг цикла «Архив „Изиды“». Поэтому начну сначала.
Кстати, циклом роман "Солонго. Тайна пропавшей экспедиции", тетралогия "Город Солнца" и дилогия "Истукан" стали только в прошлом году. До этого ни издательство "КомпасГид", ни Евгений Рудашевский об этом не упоминали. На данный момент весь цикл у меня прочитан, причины объединения вполне понятны.
Об Изиде мы впервые читаем в одном из эпиграфов к "Городу Солнца", а потом узнаём, что именно так отец главного героя назвал свою фирму:
Начнём с первой истории, постараюсь максимально кратко рассказывать о своих впечатлениях. Это сложно, так как их много, причём разнополюсных.
«Архив „Изиды“» - это приключения, тайны, загадки и шифры, борьба за выживание, часто и борьба с самим собой. Это объединяет весь цикл, но есть и кое-что ещё. Именно поэтому (подозреваю я) и пришлось доработать и отредактировать первую книгу цикла. Мне очень любопытно, я ведь читала вариант, изданный в 2017 году. А в 2022 году у "КомпасГида" появляется книга, "доработанная автором и выпущенная вот в такой новой редакции, с новой обложкой и измененным названием".
"Солонго. Тайна пропавшей экспедиции"
Никакой интриги не будет, признаюсь сразу, что "Солонго" мне нравится больше всех других прочитанных книг Евгения Рудашевского, как входящих в цикл, так и вне его (ещё я читала "Бессонницу" и "Здравствуй, брат мой Бзоу!").
Не борись с плохим, а сражайся за хорошее!
Несколько вечеров я получала массу удовольствия от чтения истории. Приключенческий сюжет с неожиданными поворотами и удивительной красоты природа не давали мне покоя. Главному герою 14 лет, есть ещё одна юная героиня, но подавляющее большинство действующих лиц - взрослые люди.
Коротко перечислю, чем же мне так понравилась эта история:
✒Природа Восточных Саян! Это для меня открытие! Красота, мощь, сила. И постоянное удивление, сколько же всего интересного не знаю о своей стране. Моё чтение постоянно прерывалось поисками фотографий каких-либо мест, растений, животных.
✒Непредсказуемость сюжета. Несколько раз я думала, что угадала, как дальше будет развиваться действие и - промахивалась!
✒Надежда. Она не покидает практически никогда, постоянно есть ощущение, что вот сейчас-то все и всё найдутся. Атмосфера безнадёжности - частая примета современных книг, но не этой.
✒Третья часть - она такая внезапная. Мистика, легенды - и это очень органично вошло в мир книги. (Подозреваю, что именно эта часть была доработана сейчас в соответствии с общим замыслом цикла)
✒Без явного морализаторства, но с огромным моральным потенциалом!
Какие-то наивные повороты сюжета или не очень правдоподобное поведение героев (редко, но было и такое для меня) всё равно не испортили общего отличнейшего впечатления от истории!
А дальше была тетралогия "Город Солнца", которую я читала постепенно, по мере выхода каждой книги (1-ая книга - 2018 год, 4-ая книга - 2020) . И это для меня было приблизительно так: "Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус"...
После каждой части я иронизировала, возмущалась, бурчала и ... бралась за следующую. Хорошо, что их разделяло время. Видимо, всё, порождавшее негативные эмоции, забывалось, а интерес к сюжету, загадкам оставался.
Главный герой, Максим Шустов, участвует в неком "квесте", затеянном его отцом. Девиз "игры": "Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что". Утрирую, конечно. Но каждый шаг героем именно так и ощущается в первый момент. Ни у героя, ни у читателя (лично у меня) не получается наслаждаться затеянной игрой, "с детским восторгом искать запрятанные по углам записки".
Начну с минуса, для меня он огромен: нет героя, которого было бы искренне жаль. Убиваете - убивайте. К главному герою у меня не было особой симпатии, интереса, он не вызывал сильных эмоций. Время от времени хотелось сочувствовать героям второго плана, но чаще всего они быстро исчезали.
Думаю, чтение с большими промежутками пошло на пользу тетралогии, я успевала отдохнуть от жестокости, пыток, крови (особенно много во 2-ой и 4-ой книгах).
Максим устал. Знал, что пойдёт по выбранному пути до конца, каким бы долгим и сложным тот ни оказался, и всё же сейчас хотелось одного - забыться.
Читая третью книгу, я поймала себя на мысли, что устала от квестов, ребусов, шифров, даже разгадку узнать не очень-то и хочу - прекратите только над героями издеваться.
Но были и огромные плюсы!
Действие первой книги разворачивается в Подмосковье, там не было мифологии и этнографии, но зато я узнала, как реставрируют и хранят картины, как проходят аукционы, погрузилась в любимые шифры.
А вот уже во 2-ой, 3-ей, 4-ой книгах было то, за что мне очень нравятся истории Евгения Рудашевского: знакомство с культурой, историей, географией различных уголков нашей планеты! Это и познавательно, и увлекательно.
"Стопа бога" - Индия, Ауровиль, "Голос крови" - Перу (узнала массу об истории Перу, об инках и конкистадорах), "Сердце мглы" - чавинская цивилизация. Евгению Рудашевскому пора поручить создание пособий для школьников по истории и географии разных стран!
А в итоге всех приключений осталось вот именно такое чувство:
Зёрнышко - обычное любопытство - превратилось в разлапистую громадину наваждения, не пожалевшего ни самого Сержа, ни близких к нему людей.
Вероятно, нужно было больше обращать внимания на мифологическую, религиозную сторону всей этой истории. Ведь пазл сложится из всего цикла, как я понимаю теперь, после чтения "Истукана". Хотя каждая из трёх книг вполне самостоятельна.
Не могу не рассказать, что вызвало вначале моё недоумение, а потом просто веселило в "Городе Солнца". Детали гардероба! Я даже загадывала с помощью цитат без имён, про что может быть книга, где столь детально описан гардероб действующих лиц:
Все цитаты из первой книги. Во второй части есть шевраз, камиз, рубашки-курты, сари, но это уже не прежнее засилье предметов одежды, скорее - приметы жизни Индии. И только в одном месте мне показалось неуместным, когда героиня (которая не так давно была под пытками, у неё сломаны пальцы) размышляет о сочетании сандалий с льняными брюками. В третьей и четвёртой частях уже не так. И всё же, какое мне дело, что у него цельнокроеный анорак? зачем мне знать про воротник-стойку? Это же не разговор об обуви при труднейшей пешей экспедиции, который вполне уместен.
А знаете, что было самым страшным в финале "Города Солнца"? Эпилог! Там намёк на новую загадку и новое приключение... И при всех субъективных минусах я понимала, что буду ждать продолжение. Но за два года энтузиазм сошёл на нет. Почему же я всё-таки стала читать "Истукана" сейчас? Можете пофантазировать, пока я стараюсь описать свои впечатления. Мне показалось необходимым написать это длинное вступление перед рассказом об "Истукане".
Продолжение: