В прошлом году (звучит-то как солидно! А на самом деле всего лишь две недели назад!) я выкладывала вам свои сонеты из цикла, форма которого носит причудливое название — «венок сонетов». Название это придумано не мной, это настоящее название, данное этой форме. А форма эта, в свою очередь, совершенно однозначная или, как принято говорить в поэзии, твердая, то есть, всегда подчиняется определённым правилам и узнаётся именно по их выполнению.
Сонеты были посвящены новогоднему волшебству, предвкушению праздника, зимней атмосфере, и, хотя я задавала читателям вопрос, в чем же особенность этих стихотворений и почему цикл называется именно «венок», видимо, за красотой новогоднего настроения никто так и не обратил на это внимание. А я, между тем, настаиваю на том, чтобы обратили! Потому что действительно штука эта уникальная и где вы ещё с таким столкнётесь! 😉
Если вы попали на мой канал случайно и не понимаете, о чём речь, то вот ссылка на все мои зимние сонеты. Попробуйте посмотреть их по порядку и, может быть, вы увидите связующие нити между сонетами, которые и соединяют их, в конце концов, в «венок».
Для тех, кто не хочет играть в Шерлока Холмса, рассказываю. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Всегда. Почему? Потому что в классическом сонете всегда четырнадцать строк. Штука в том, что сначала поэт пишет главный сонет, или магистральный, как его ещё называют (в котором, как и в любом другом сонете, будет четырнадцать строчек). И от этого магистрала начинает плестись венок: первый сонет должен начинаться с первой строки магистрала и заканчиваться второй. Второй сонет должен начинаться со второй строки магистрала и заканчиваться третьей. Третий сонет должен начинаться с третьей строки магистрала и заканчиваться четвертой… И так далее. Четырнадцатый сонет начинается с последней, четырнадцатой строки магистрала и заканчивается… первой. Да, да, именно первой. Таким образом венок и «доплетается» до той строчки, с которой он был начат. А магистрал, получается, состоит из первых строчек каждого из четырнадцати сонетов. Вот такая сложная связь.
Мне хотелось рассказать вам об этом, чтобы вы понимали, какая огромная работа была проделана автором над таким циклом (читаете ли вы его у меня или у какого-то другого поэта, не важно). Наладить связь таким образом, чтобы не было смысловых проседаний, и при этом было поэтично, образно, логично, и сохранялись с точностью все опорные строчки — это… сложно. Когда читаешь такой цикл, всей этой логики можно не заметить. И я не замечала и не понимала трудность плетения венка, пока не написала его сама. И потом, мне кажется, что читать гораздо интереснее, когда замечаешь такие подробности.
А вот, собственно, и магистрал, который я ещё не выкладывала. Можете проверить — он складывается из первых строчек тех праздничных сонетов, которые вы уже видели у меня на канале.
Вкусы и запахи — ниточки к прошлому —
Связаны с лицами и именами,
Вдруг будоражат уснувшую память —
Пусть же мне вспомнится только хорошее.
Как бы давно это ни было прожито,
Запах знакомый мелькнёт перед нами,
Сразу реальность прозрачнее станет,
Перед прошедшим застыв настороженно.
Пахнет ноябрь запоздалыми листьями,
Рано сгорают закаты цветистые —
Чуть только час наступает шестой.
Вечер холодный течёт, нескончаемый.
Славно, мечтая за кофе, за чаем ли,
Ждать, что зима принесёт волшебство.