Человечество постоянно пытается избавиться от дорожных реагентов, вредных и для человека, и для техники, и для живой природы. Какие методы пробуют в разных странах и почему пока не получается на них перейти?
Повышают они и безопасность дорог. Поэтому отказаться от них не получается, несмотря на все известные недостатки: реагенты разъедают металл, вызывают болезненные язвы на лапах животных, способны даже вызывать астму и аллергию, делают придорожную почву непригодной для растений.
Все эти недостатки свойственны самым популярным реагентам, применяемым в России. В их состав входят разные виды солей - хлориды натрия, калия и кальция, а в Северной Америке и хлорид магния.
Традиционным реагентам есть несколько альтернатив. Как водится, у каждой есть плюсы и минусы.
Сахар: изобретение белорусов
Некоторое время назад в Беларуси предложили мелассу - побочный продукт производства сахара - для борьбы со льдом.
- Плюс мелассы - экологичность и эффективность при температурах до -15°С.
- Минус - цена, более высокая, чем у традиционных реагентов.
Гранит, мрамор, щебень
Крошку из горных пород применяют как абразивный реагент, который не топит лёд и снег, но делает его нескользким. Одно время её использовали в Санкт-Петербурге, но потом городу пришлось вернуться к применению реагентов.
- Плюсы: химически безопасен, эффективно делает поверхность нескользкой, можно использовать повторно.
- Минусов много: сама крошка стоит дорого и требует, чтобы перед нанесением поверхность тщательно расчищали. Её ещё и надо убирать, иначе она попадает в механизмы, быстро истирает шины и асфальт, портит эскалаторы, приводит к окаменению придорожной почвы.
Мочевина
Возможно, наиболее экологичная альтернатива на сегодняшний день.
- Плюсы: обладает сильнейшей способностью растворять лёд, быстро разлагается, а для растений даже полезна.
- Минус: увы, в 7 раз дороже обычного реагента.
Метод Торгейра Ваа
Шведский учёный предложил распылять по поверхности льда горячую смесь каменной крошки и воды.
- Плюс: смесь вплавляется в лёд и на несколько дней делает его не скользким.
- Нужна особая дорогостоящая техника.
Подогреваемые дороги и тротуары
Используется в Скандинавии и даже больше в Исландии, где есть дешёвый источник тепла - термальные воды.
- Плюсы: никаких реагентов и не нужно чистить снег.
- Минус: чтобы перейти на этот метод, нужно перестроить весь город, переложив трубы под дороги и перестелив дорожное полотно.
Снежный накат
Япония реагенты не использует, а укатывает выпавший снег в ровную поверхность.
- Плюс: нет проблем, связанных с использованием реагентов.
- Минус: уровень травм довольно высок.
Микродозы
Пока самым эффективным компромиссом остаётся точное следование норме использования реагентов. Часто вред вызывает именно передозировка в разы.
Причём чем тщательнее коммунальные службы вычищают поверхность перед нанесением реагента, тем меньше его нужно.
А кроме того, счищенную с дорог и тротуаров смесь снега, песка и реагентов нужно вывозить.
Таким образом удаётся в разы снизить вредные эффекты ео применения.