Какой из подростков в советские времена не мечтал о собственном мотоцикле. В те времена мотоцикл был следующей ступенью в искусстве вождения после велосипеда. Да, тогда признаком взросления был не мат и курение, а портативный магнитофон и мотоцикл. Если с магнитофонами в плане доступности на полках магазина было не всё в порядке, то мотоцикл можно было приобрести легко. Промышленность радовала и разнообразием – Иж, Урал, Днепр, Минск, Восход, не считая мопеды и «иномарки» (Ява, Чезет).
Особой популярностью пользовались чехословацкие модели Ява 350. Тогда это мотобайк был пределом мечтаний. Скоростной, красивый, а чего стоил звук работы двигателя, особенно, если в выхлопные трубы вставить резиновые шланги разного диаметра один в один, а в центре установить алюминиевую трубку из-под раскладушки. У старшего поколения мотоцикл вызывает только приятные воспоминания от езды и посиделок в гараже с друзьями. Но выделялся и еще один мотоцикл советского производства Ижевского завода.
Но, как говорится, задумка была на миллион, а вот последующее исполнение вышло на копейку. По этой причине началось падение спроса на мотоцикл. А произошло следующее. Завод начал импортозамещение узлов, что повлияло на ездовые качества. Так с японским карбюратором мощность мотора доходила до 35 л.с., а вот с отечественным аналогом двигатель смог выйти только на 28 лошадей.
Вся эта «песня» началась с 1976 года, тогда же и стал теряться интерес. К тому же рост цен при ухудшении характеристик сделал контрольный выстрел в будущее Иж Планеты Спорт. Он всего на всего стал убыточным в производстве. Что послужило такого стечению дел остается загадкой. Думаю, что неповоротливое и безответственное руководство проектом. То ли потеряли интерес, то ли всё устраивало.
Падение интереса подкреплялось и популярностью Явы. Такой классный взлет и такое нелепое падение. В конце концов тема постоянная угасала и выпуск был прекращен. Остались двоякие воспоминания. Однако есть в этой непростой судьбе и один немаловажный плюс – ремонтируя мотоцикл с целью повышения технических характеристик до прежнего уровня, советские мальчишки получали бесценный технический багаж знаний и опыта.