Чем различаются авторитетный и авторитарный стили воспитания? Как поддерживают детей семьи с разными доходами? Сколько существует оттенков родительской вовлечённости? Разбираемся в этих и других темах вместе с учеными Института образования НИУ ВШЭ.
Что такое стиль воспитания?
Это целенаправленные формы поведения, помогающие решать родительские задачи, а также спонтанные реакции, например, выражение эмоций. Иными словами, это сочетание родительских установок по отношению к ребёнку, создающее определенный эмоциональный климат.
Какие существуют стили воспитания?
В 1966 году была предложена теоретическая модель, интегрировавшая эмоции и поведенческие процессы. Автор модели, психолог Диана Баумринд (США), поставила во главу угла родительский контроль. Она описала три его типа.
Авторитетный стиль сочетает требовательность к ребёнку с заботой, теплотой и поощрением самостоятельности. Авторитарный стиль — требовательность, отстранённость, недоверчивость к ребёнку. Дозволяющий стиль — снисходительность и отзывчивость к чувствам ребёнка.
В развитие этой теории исследователи в 1983 году взяли за основу два параметра — требовательность и отзывчивость — и описали четыре стиля:
• Авторитетный (высокие отзывчивость и требовательность).
• Авторитарный (низкая отзывчивость, большая требовательность).
• Дозволяющий (высокая отзывчивость, низкая требовательность).
• Пренебрегающий (низкие отзывчивость и требовательность).
По данным исследований, авторитетное родительство позитивно влияет на успехи, самостоятельность и самооценку ребёнка, но не во всех контекстах. В семьях с разным этнокультурным бэкграундом возможны разные эффекты стилей родительства.
Правда ли, что по мере взросления ребёнка особую роль начинает играть родительская вовлечённость?
Да, ведь на новых этапах к семье присоединяется другой актор — школа. Поэтому на первый план выходит родительская вовлечённость в школьную жизнь, участие семьи в образовании. Речь о том, какой вклад родители вносят в успехи детей.
Во второй половине ХХ века возрос интерес к типологизации родительского поведения в отношении детей, в том числе благодаря известному докладу (1966) американского социолога, исследователя неравенства Джеймса Коулмана. Он показал, что достижения детей во многом связаны с социально-экономическим статусом (уровнем образования и доходов) родителей и их отношением к школе.
Что определяет родительскую вовлечённость?
По данным американского социолога Аннетт Ларо и её последователей, значимыми являются ряд характеристик семьи. Родители с низким уровнем образования меньше участвуют в учебе детей. Богатые семьи чаще лично общаются с учителями, а малообеспеченные родители стараются помочь детям дома, считая, что школа отвечает за обучение, а семья — за эмоциональную поддержку ребёнка.
На родительской вовлеченности сказываются убеждения: представления о том, какие качества и навыки должно развивать воспитание, каковы цели социализации ребенка. Эти установки влияют и на детей.