Наша либеральная власть, включая президента, всерьез рассчитывает, что экономику спасет бизнес. Но здесь возникает ряд интересных вопросов.
- Почему для Америки это так, а для России - нет?
- Что вводит власти России и многих экономистов в заблуждение?
- Какие малоизвестные научные данные дают правильный ответ и даже подсказывают путь?
Далее об этом подробнее.
Высшие чиновники о роли бизнеса в экономике
Так наш президент, Владимир Путин, недавно заявлял:
Ключевую роль в решении проблем экономики должен сыграть частный бизнес. А на внешнее давление нужно ответить максимальной свободой и поддержкой частной инициативы. Для этого надзорным ведомствам нужно снизить бизнесу административные преграды.
Президент полагает, что доля малого и среднего бизнеса в экономике России к 2030 г должна достичь 40%, что приблизит нас к ведущим западным экономикам. Но при этом заявляет, что капитализм себя исчерпал. Какое-то странное раздвоение.
И наш главный спикер Вячеслав Володин вторит ему в унисон:
В современных условиях нужно заявить бизнесу: пора развивать страну. А не хранить деньги за границей и покупать там элитную недвижимость и яхты.
Наивность чиновников понятна. Для них бизнес нечто абстрактное, о котором они имеют поверхностные знания. А что говорят о вкладе бизнеса в экономику России экономисты?
Российские экономисты об экономике России
И Сергей Глазьев и доцент кафедры экономики МГУ, Александр Аузан, и многие их коллеги хором говорят, что для успешного развития малого и среднего бизнеса самое главное - дешевые кредиты. Поэтому во всем виновата Набиуллина. И второе - повышение покупательской способности населения.
Что движет и теми и другими, понятно. В развитых США и Германии малый и средний бизнес дают более 50% ВВП, а в России - 20%. А раз так, значит и нам надо тупо за ними. Хотя в США, где максимально комфортные условия для малого бизнеса, он влачит не лучшее существование. Но при этом наши экономисты вспоминают опыт мощного экономического рывка СССР и в крупных отраслях ратуют за плановую экономику. Подобный симбиоз есть в США и фактически нам предлагают копировать западный опыт.
2 барьера для бизнеса в России и оба непреодолимы!
И наш президент и спикер, и все экономисты ошибаются, рассчитывая на частный бизнес. Первый барьер описал тот же Александр Аузан. В своей лекции на Youtube "Зачем экономике культура" озвучил поразительные данные одного французского исследования.
Если бы граждане России просто доверяли бы друг другу, как в Швеции, то экономика бы выросла на 69%.
Это ответ на вопрос, почему СССР экономически был в разы эффективнее современной России. Там друг другу доверие было на 100%, а сейчас, когда кругом мошенничество и коррупция, какое уж тут доверие. То-есть, при нашем первобытном капитализме этот барьер не преодолеть!
2-й барьер
Еще один вид культуры, которая прямо влияет на эффективность российского бизнеса. Но сначала, для лучшего понимания, несколько странных бизнес - историй.
Антикультура русского бизнеса! 3 печальные истории на грани шизофрении
1. Банановая история
Собрались, как-то в Москве два мужика и открыли оптовый банановый бизнес. Все просто - возили баржами бананы из банановых стран и продавали оптом розничным сетям. Все шло хорошо, бизнес рос, в офисе уже 100 человек. Но часть сделок шла по серым схемам наличными и отчетность была непрозрачной.
И, когда пошли уже большие деньги, начали мужики друг друга подозревать в утайке и крысятничестве. И их разборки довели бизнес до полного банкротства. И пришлось этим 100 ребятам новую работу искать.
2. Масляный король, но голый
Была в Москве такая производственная фирма, "Спектр авто" по производству моторных масел Spectrol. Масла очень хорошие! Хозяин компании, бывший гаишник, нашел где-то ученых, которые создали супер-присадки, и некоторым маслам не было равных на рынке. Например, масло 0W-50 позволяло легко запускать двигатель в любой мороз без всякого подогрева. Даже был автопробег грузовиков по нашему Северу, который освещался в журнале "За рулем". При минус 50 ЗИЛ заводился с пол оборота, как летом!
Но опять же, серые схемы бизнеса и малограмотность его хозяина привели к тому, что менеджеры стали разворовывать компанию. И до такой степени, что она в итоге закрылась. Но бренд Spectrol сохранился, так как хозяин ее продал конкурентам. Но, что там сейчас льют - неизвестно.
3. Самоуничтожение "Национальных Технологий Омоложения"
В 2005г мощно стартовала питерская сетевая компания с амбициозным названием Национальный Научно Производственный Центр Технологий Омоложения (ННПЦТО). Там действительно были эффективные средства с омолаживающим эффектом и очень выгодные условия для партнеров.
Вначале все было супер и компания развивалась очень быстро. Но, как только у президента завелись серьезные деньги, начались проблемы и он загремел на лечение, то ли от алкоголя, то ли от наркоты. И пару лет компания успешно развивалась без него под руководством одного из партнеров-лидеров. Даже вышла на уровень продаж 255 млн. руб/мес.
Но, когда хозяин вернулся, то полез в управление со всей своей неадекватностью. Так кроил условия для партнеров, что они массово побежали к конкурентам. А часть создали компании - клоны. Так, за пару месяцев компания сложилась почти до нуля.
О главной болезни российского бизнеса
А теперь, скажите, причем здесь ставки по кредитам и другие экономические факторы? Как видите, причина развала бизнеса - явная или скрытая дурость владельца. Здесь я специально привел наиболее жесткие варианты. А сотни и тысячи наших компаний просто стагнируют, или растут очень медленно, уступая иностранным из-за банальной неграмотности владельцев.
Но главная причина - низкая культура российского бизнеса. В развитых западных странах такие шизоидные сценарии развала компаний практически невозможны. Но, что это за зверь - культура бизнеса?
Что такое культура бизнеса и как она влияет на экономику
В западных странах вокруг бизнеса существует целая сеть консультантов по всем проблемам, с которыми сталкивается, как начинающий предприниматель, так и старые компании. В том числе и психоаналитики, услуги которых, как мы видим, часто критически необходимы бизнесменам.
А главный вопрос для начинающего предпринимателя вот в чем.
Что должен знать, уметь и чем обладать предприниматель
Вот только основные знания и навыки:
- иметь особое маркетинговое чутье для выбора ниши и работы в ней;
- умение управлять людьми и иметь лидерские качества;
- знать, что такое управление финансами и бюджетирование;
- уметь делегировать полномочия;
- обладать высокой коммуникабельностью и уметь вести переговоры.
Естественно, что всеми этими качествами человек, которому стукнула в голову идея заняться бизнесом, не обладает. А, когда бизнес уже начал, то учиться некогда. Здесь-то и помогают всевозможные внешние консультанты. И на Западе, особенно в США, эти услуги очень развиты. В США на внешний консалтинг бизнес тратит более $100 в год. В Германии - более $200. А в России - $6.
Как видим, на Западе есть бизнес - культура обращаться к консультантам, в России - нет. При этом, у нас не хватает и квалифицированных консультантов, которые на Западе формировались столетиями. Вот выводы исследователя Н. Р. Шемякина в его книге о проблемах консалтинговых услуг в России.
- Спрос на рынке консалтинга опережает квалифицированное предложение.
- Нет понимания у предпринимателей ценности консалтинговых услуг. В России на ментальном уровне сложилась практика обращаться к внешним консультантам лишь в крайней ситуации.
- Квалификация консультантов в регионах РФ сильно различается: в отдаленных регионах они не имеют достаточно знаний и опыта для грамотной оценки ситуаций.
И проблема еще в том, что консультантов нельзя подготовить в вузах. Они должны получить практику в реальном бизнесе. На Западе эта сфера нарабатывалась 400 лет. Нам, чтобы сломать русский менталитет надежды на "авось, да, небось" потребуется лет 200. Но у нас, при тотальной войне с Западом на уничтожение нет и 10-ти, а то и меньше. Выход только один - вспомнить опыт СССР создания предприятий и управления ими.
Преимущества создания предприятий и управления в СССР
Главное отличие построения предприятий при социализме - все делается на научной основе!
- Предприятие создается в соответствие с нуждами народного хозяйства в рамках государственного планирования.
- Проектируют предприятия квалифицированные специалисты профильных министерств и ведомств.
- Финансирование выделяется государством на основании экономических расчетов в необходимом объеме.
- Для обеспечения функционирования предприятия подбираются проверенные квалифицированные кадры.
Здесь еще можно добавить и оптимальный выбор места предприятия и обеспечение каналов сбыта. Но вы уже поняли, что здесь любая дурь владельца исключена в принципе! Потому, что его нет. Владелец - народ в лице государства. И при невыполнении планов директор просто меняется. В этом главное отличие и преимущество социализма перед капитализмом.
Однако нужно признать, что у этого государственного подхода есть и недостатки, которые и привели к распаду СССР. Но об этом в следующих статьях.
Не пропускайте! И жду вашего мнения.