Автор Сергей Даниэлян
Очень мал экран планшетника. Глаза подслеповатые, тычу одним пальцем. Сегодня впервые буду наговаривать Френкелю текст. А музыку он сам напишет! Хорошая шутка, но не прошла...
Лёша! Алло... алло... Алексей? Да... а вы Алексей? А как я пойму? Мне и сравнить не с чем. А вдруг вы оборотень? Ну, мама мальчика из Терминатора-2? Докажете? Чем? Послушайте вопрос. Что такое Моссад? Три варианта ответа: девичья фамилия Голды Меир, денежная единица Израиля и, даю подсказку, курорт с модной водолечебницей? Ведомство разведки? Да, правильно... Френкель, вы? Что же вы мне голову морочите? Правильно, но чётче отвечать надо. Чётче. Поехали.
Мы остановились на том, что возрождение старых и испытанных названий провалилось. Пусть это и была отсрочка от смерти, но смерть подступила непозволительно близко. По понятным причинам.
Самостоятельное производство стало возможным и необходимым, но с ограниченной выработкой на выходе. И это понятно. Зарубежные сериалы, и бразильские в том числе, исчерпали свои возможности. Здесь поподробнее? Пожалуйста. Есть очень серьёзная причина, которая не сразу, но нанесла свой удар.
Поначалу зритель благосклонно внимал, смотрел, переживал, но... делал это без включения. Ни один из зрителей на тот момент не понимал до конца реалий бразильской (или какой угодно) жизни. Не понимал, а значит и не участвовал в ней до конца. Осмысленно.
Герои сериалов подписывали купчую, получали внушительные доходы, покупали акции, спорили с адвокатами, уступали в аренду, получали пожизненную ренту и прочее, прочее. Мало кто понимал о чём идёт речь. Многие и сейчас не понимают. А тогда... страшно сказать. Лёша, вы и без меня можете продолжить этот ряд, но проблема одна. Мы накушались красивой жизни, сказал себе зритель, и нам это немного поднадоело. Хорошо если бы у нас всё было хорошо. Ан нет, тут и кризис и масса других проблем. Как выживать, как жить, если угодно.
На эти вопросы уже пора было отвечать. И не в виде репортажей с неработающих предприятий, а в художественной форме. И зрители прайма всё больше стали проявлять своё недовольство. Хватит про дона Педро. Мало ли в Бразилии Педров! И диких обезьян! Как живёт несчастная Марья Петровна? Что у Коли и Светы из соседнего подъезда? Он на ней жениться собирается? Или как? Как ребятёнка в школе защитить от хулиганья? И так далее.
Лёша, есть одна такая штука, в которую не верит никто, посмеивается, но она есть. Это обратная связь со зрителем. И на неё центральные каналы никогда не скупились. Так называемые телеметрические замеры. Были и официальные компании на рынке, мнению которых доверяли рекламодатели. А рекламодатели не идиоты. Они умеют считать деньги. И про ситуацию на телерынке знают всё досканально. Это деньги. И большие деньги! Вы им не пролопочете чушь про то, что, мол, все рейтинги фигня. Там серьёзные люди. И, в отличии от сценаристов (без обид!) они помнят про товар-деньги-товар. Ну, я говорил вам тогда. Это бизнес.
Но у каждого уважающего себя канала - были свои службы и замеры. И я, как шеф-редактор кинопоказа, раз в две недели, под роспись, получал сей труд. Толстенный и прошитый. И спорить после этого трудно. Он меня не поражал, я так себе и представлял среднего зрителя. По социальным группам, по возрасту, по образовательному цензу, половой принадлежности. Все аспекты.
Если отдать такой толстый сборник в руки интеллигентного человека, то он будет сначала долго кричать "не верю!, "это не моя страна!", "вы всё подтасовали!", а уже потом "я не хочу больше жить!". Лёша, именно в такой последовательности.
Мне симпатичен своим напором, отвагой и верой в лучшее Юрий Клавдиев (Юра, простите, что вас взял за пример). Но если бы он получил один сборник в руки, то нам с вами потом бы пришлось долго отнимать у него пистолет. Он мне нравится, хочу, чтобы он жил и написал бы ещё что-нибудь талантливое. А для этого мы должны с вами следить, чтобы телезамеры никогда бы не попали ему в руки. И всё будет хорошо.
Алексей! Я тут подумал, а знаете ли вы точно всё про рейтинг и про долю? Повторю коротко, если вдруг кто-то не в курсе или периодически путает одно с другим. Рейтинг - процент включённых телевизоров от предполагаемого их числа во всей стране. Иными слова, процент от всех теоретических телезрителей. А доля - процент от всех смотрящих именно сейчас. Оба значения, согласно математическим законам, имеют 100%.
Раньше цифры могли гулять как угодно. Сейчас, когда конкуренция глобально увеличилась, для центрального канала во время показа телесериала рейтинг 8-11%, а доля 20-25% - несомненный успех. Если будут вопросы, то смогу для примера прокомментировать и другие цифры. Прошу не забывать, что моя старшая сестрёнка продюсер и правая рука Эрнста, делает разные программы, мы с ней прогнозируем для этих программ рейтинги и долю. Я и сейчас живее всех... в курсе того, что происходит. Кстати, любой продюсер любой компании на рынке может получить подобные данные, заключив контракт на обслуживание.
Рекорд принадлежит в последние годы "поздравлению президента с Новым Годом на Первом канале". Там доля 50% и выше. Именно на Первом. Это идущая от старых времён привычка. Но про это не сейчас.
Итак, мы получили неудовлетворённых женщин. А нет ничего страшнее этого. Неудовлетворённых женщин. Которые смотрят не совсем то, что хотели бы. И пришлось срочно из графа Монте-Кристо переквалифицироваться в управдомы. С НТВ было проще. Там путь от Крутого Уокера с Чаком Норрисом до Ментовских войн оказался куда короче.
Лёша, прежде чем объяснить потребность федерального телеканала в сериалах, надо пару слов сказать о них самих. Задача любого федерального канала - услужить всем или практически всем категориям зрителей. Всем, конечно, невозможно, но основной массе - вполне достижимо. Политика канала заключается в том, чтобы зритель, не уходя с этой кнопки, смог получить всё.
Более того, должна быть стойкая привычка ко времени выхода интересующих его программ. Взвешенные, без истерики новости. Полноценный жанровый сериал. Утреннюю программу о здоровье. Кулинарное шоу с полюбившейся звездой. И так далее. С приятными ведущими, которые часто, насколько это возможно и приемлемо, принимают посильное участие в других, не в своих программах этого канала. Потанцевать? Да не вопрос! Блеснуть эрудицией в викторине? Пожалте. Можно, конечно, и с 10-ти метровой вышки сигануть, но таких подвигов от ведущих начальники не ждут. Разве что кураж захлестнёт. Это работа. И, просьба не иронизировать, мировая практика. Лёша, так везде. Иными словами, федеральный телеканал - консервативный канал. Со всеми вытекающими.
Лёша, вашу заявку, которую я пару дней назад отрецензировал, здесь не ждут. Идея хорошая, я бы и сам про такое посмотрел, но вам прямая дорога с вашей идеей на НВО. Хотя там и своих хватает. Или здесь подождать несколько лет, пока не появится привычка к подобным сериалам. Не появится потребность в своих героях, а не американских.
Вы помните сколько лет понадобилось, чтобы героя фильма вампира звали не Патрик или Джейсон, а Антон, скажем, Городецкий? И если бы не популярная книга автора, сумевшего создать свой исключительный бренд? А теперь я вам открою секрет. Ну, это наверное уже давно не секрет, но всё же. А ведь Ночной Дозор задумывался как мини-сериал. Когда впервые Эрнст объявил о своём намерении сделать сериал, мы заскулили. Все вместе и каждый в отдельности пытались отговорить, но он был непоколебим.
Был написан сценарий 4-х серий, я его держал в руках. И даже, вместе со всей блистательной командой, принимал участие в создании сценария. Активные съёмки начались уже тогда, когда я ушёл с канала. И только гений Бекмамбетова, включившегося в работу, позволил Эрнсту увидеть в Дозоре большой кинопотенциал. И он принял, как и всегда, единственное верное решение - делать прокатное кино в двух фильмах. Потом уже много чего было написано, переписано под кино. Но, при полном успехе в прокате (14 миллионов долларов), телеверсия не вызвала глубокого, мягко говоря, интереса телезрителей. И не должна была. Ни при каких обстоятельствах. Лёша, я этот путь прошёл в ЦПШ. Полный успех фильма Бой с тенью в прокате (8 миллионов долларов), а на телеэкранах канала Россия почти провал. Лёша и ещё раз: ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ!
И так, повторим ещё раз: каков канал, таковы и жанры. Точка.
Лёша, вы хоть и Френкель, но своего хитрого вопроса так и не задали. А зачем нам федеральный? Сейчас каналов много! Не спросили, но я же чувствую, как вы прямо извелись весь. Вернёмся к формуле товар - деньги - товар. Не забывайте про неё. Только федеральный канал сможет вам обеспечить хорошую цену при покупке, за которую можно снять приличного качества продукт. Не павильонную муть, а чтоб и натура, и актёры, и (самый больной вопрос) количество съёмочных дней на серию нормальное. Ну, хотя бы 6 минут в съёмочный, не более. И только годовой рекламный бюджет федерального, этого, простите, я всем сказать не могу, поможет вам, как производителю, нечто подобное себе позволить.
Меньше канал, меньше возможностей, меньше рекламодатели им дают денег, больше самой рекламы. Иногда её столько, что зрители не в состоянии посмотреть фильм. Выключают. Канал, нормальный канал, так просто не создашь. И когда руководители таких каналов обхаживают бизнесменов, ласково заглядывают им в глаза, говорят про несколько миллионов, чтобы встать на ноги и по взрослому вещать - враки. Подлая ложь. Вот если вести разговор о 100 миллионах долларов, то это ответственное заявление. Но кто же их даст? Самые крутые бизнесмены хотят прибыли через год, а тут, если по честному, надо пахать лет 5, чтобы как-то о себе заявить. Вот так.
Есть и другой путь. Маленький канал, а скандальный. Жутко опозиционирующий власти. Но и там ничего не происходит. Они посидят, посидят, а потом как пизданут вопрос про необходимость сдачи Ленинграда и всё. Лёша, заметьте, я не высказываю симпатию или антипатию. Я про путь. Как таковой.
Другой путь и последний. Шутки, юмор и смех. Угодить молодёжи. Бывшие КВНщики и так далее. Работает, но дорогие, киношные сериалы они всё равно себе позволить не могут. Да они им и не нужны. Ситкомы, снятые преимущественно по купленной лицензии - это пожалуйста. Но мы же затеяли всю эту дискуссию для совершенно другого. А именно: КАК ТАЛАНТЛИВЫМ СЦЕНАРИСТАМ РАБОТАТЬ НАД ХОРОШИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ? Ведь всё ради этого? Ради этого я сейчас сижу перед этим планшетником, с валидолом под языком? Лёша, а читать продолжают? Нет, честно? Врёте...
Многие наивные люди, видя успех молодёжных каналов, предсказывают крах федеральным. Смешно. Этого никогда не произойдёт. А они мне, мол, следующая аудитория подрастёт и доля таких каналов удвоится! Вот смех! А я им в ответ пытаюсь объяснить, что когда следующая поросль подрастёт, то их папы и мамы уйдут на федеральный канал!!!
Лёша, я немного отвлекусь, но я реально сожалею, что сейчас не преподают в прежнем объёме, как нам тогда, философию. Мы больше налегали на марскизм-ленинизм, на научный коммунизм. Но в этом была огромная польза. Так или иначе, но мы всё равно прошли через немецкую классическую философию. Кант, Гегель, Фейербах. Лёша, это здорово устанавливает мозги. Да и Маркс с Энгельсом были неглупые ребятки. Да, с выводами они напортачили, но предыдущему периоду дали такой анализ, что мало не покажется. И сейчас споришь о чём-нибудь с человеком и понимаешь, что он понятия не имеет о борьбе и единстве противоположностей, что он и не слышал о причинно следственной связи. Как разговаривать.. Кто громче крикнул, тот и убедил? Глупо.
Так вот. Согласно всему вышесказанному федеральные каналы не загнутся. А молодёжные каналы сейчас достигли своей планки и на ней остановятся. Нет, конечно, телевидение будет меняться. Графика, звук, монтаж, оперативность подачи. Но происходить это будет везде и планомерно. И на федеральных каналах всё будет развиваться в сторону увеличения бюджетов на всё. И сериал будет со временем в ещё более выигрышных условиях. Всё будет. Никто не умрёт и все переженятся.
Вот так я подвигаю вас к пониманию того, чего от вас, как сценариста, ждут на больших каналах. Френкель, вы сегодня робкий какой-то. А где вопрос про Жизнь и Судьба? Как такое могли себе позволить? Бюджет миллион за серию, а доля не превысила 15 %?
Отвечаю. Есть такие вещи как престиж. Или, как говорят телевизионщики, имиджевые проекты. Каждый крупный канал... Ох, чего врать, Первый и Россия, позволяют себе нечто подобное. Но и здесь не всё так просто. Серёжа Урсуляк, чей дружбой я очень дорожу, пока не понял, что канал Россия понимает всё про расходы и не будет требовать с него большого зрительского успеха, не согласился на экранизацию Гроссмана. Он же не самоубийца. Лёша, напомните, плиз, потом рассказать про Серёжу. Поверьте, он стоит отдельной главы!
Так вот, это был самый бюджетный, но и самый имиджевый проект на ТВ. Пока. Он сейчас готовится к следующему проекту, но там я расчитываю на более тёплый зрительский приём.
Есть другие проекты. Они сконструированы похитрее. Первый сделал уникального Адмирала и при этом позаботился о сериальной версии, снизив, как вы понимаете, себестоимость продукта. Ловко и правильно. У Первого проекты более зрительские и они всегда добирают на телеверсиях. Молодцы.
Можем вспомнить с вами ИДИОТА Бортко (Идиот - название, Борко - режиссёр). Сериал был показан в начале лета на канале Россия. В самое невыигрышное время телесезона! И взял своё. Доля была больше 30%! Но это, простите меня, Фёдор Михайлович, бренд русской культуры. История понятнее. Великолепный актёрский ансамбль. Тогда у нас, у продюсеров, был термин МММ. Но не детище Мавроди, а Меньшиков, Машков, Миронов. Тогда, десять лет назад, участие одного из них обеспечивало необходимое кол-во зрителей на включение. Тогда, но не сейчас. Бездарный и невнятный сериал ПЕПЕЛ доказал это. Название Пепел, внутри два алмаза и не хрена. А зритель ведь вырос! А, Лёша? И не купился! А вы говорите, мол, зритель дурак. Нет, мил человек! Зритель вырос.
Вопрос в другом. Любой качественный, киношный проект должен не менять одну аудиторию на другую. Это смерть для любого канала. А к основной аудитории, дающей постоянный рейтинг и свою любовь, прибавлять тех зрителей, которые сериалы в принципе не смотрят, но готовы изменить посещению консерватории, что бы увидеть как Урсуляк снимет "Тихий Дон". Прибавлением, Алексей, но не заменой. Хочу, чтобы эта формула осталась у вас в голове после сегодняшнего разговора! В этом я вижу перспективу развития качества сериалов и превращения их в художественные многосерийные фильмы. Это будет!
Чего мне неважно, Лёша. Прилягу. Вы не врёте мне, что читают? Обидно будет загнуться ни за что...
Продолжение обязательно последует.