Найти тему
Про Обувь

Фигурные коньки. История происхождения

Оглавление

Зарождение

Фигурное катание имеет довольно длинную историю. Но прошло много времени, прежде чем светское развлечение перешло в спорт.

"Св. Лидвина, упавшая на лёд" (1498). На заднем плане конькобежец, едущий на одной ноге — то есть, к этому времени заострённые железные коньки были уже известны.
"Св. Лидвина, упавшая на лёд" (1498). На заднем плане конькобежец, едущий на одной ноге — то есть, к этому времени заострённые железные коньки были уже известны.

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают со временем когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований, впервые это произошло в Голландии, в XII - XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Костяные коньки
Костяные коньки

Параллельно с Голландией, фигурное катание развивалось в Британской империи. Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал "Трактат о катании на коньках" (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

Фигурное катание на коньках - вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения конькобежца (на одной или на обеих ногах) с переменами направления, вращениями и прыжками, выполняемые на льду под музыку. (Такое понятие даёт Олимпийский комитет России)
Д. Ван де Бремден "Зима", 1960 год.
Д. Ван де Бремден "Зима", 1960 год.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чём свидетельствуют книги "Искусство катания на коньках" Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

Происхождение современных фигурных коньков

Джексон Хейнз
Джексон Хейнз

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (1840 - 1875), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и "волчки" на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он привинтил их к сапогам намертво! Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 1860-х годах он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли "на ура", Николай Панин-Коломенкин писал:

он [Хейнз] показал изумлённым европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства.

К популяризации фигурного катания в России, как и многих других видов физических упражнений, имеет самое непосредственное отношение Пётр I. Именно Пётр Алексеевич привез из Европы коньки. По некоторым сведениям Пётр сам разработал способ крепления коньков к сапогам, создав первую модель современного спортивного инвентаря. Русское название "конёк" возникло из конструктивной особенности древних деревянных "бегунков", передняя часть которых украшалась конской головой.

Эволюция лезвия конька
Эволюция лезвия конька

Первый учебник по фигурному катанию в России "Зимние забавы и искусство бега на коньках" вышел в Санкт-Петербурге в 1838 году. Его автором был преподаватель гимнастики Г.М. Паули.

В 1865 году в Юсуповском саду Санкт-Петербурга был открыт общественный каток. Самый благоустроенный каток в России стал крупнейшим центром подготовки фигуристов. Там же 5 марта 1878 года состоялись первые российские состязания, положившие начало фигурному катанию в России как вида спорта.

Каток в Юсуповском саду Санкт-Петербурга
Каток в Юсуповском саду Санкт-Петербурга

Значительный вклад в развитие фигурного катания в России внесло "Петербургское общество любителей бега на коньках", основанное в 1877 году. Усилия, направленные обществом на "правильное развитие искусства катания на коньках как спорта", были оценены не только в России. В 1890 году на международные соревнования, организованные петербуржцами и посвящённые 25-летию катка в Юсуповском саду, приехали лучшие фигуристы Америки, Англии, Австрии, Голландии, Германии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус "неофициального чемпионата мира", победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член "Петербургского общества любителей бега на коньках" Алексей Павлович Лебедев.

Успешное проведение соревнований в Санкт-Петербурге ускорило организацию регулярных чемпионатов мира и Европы. В 1892 году на конгрессе в Швенингене (Нидерланды) был учреждён Международный союз конькобежцев (ISU).

С 1896 года Лебедев занялся педагогической работой, был тренером и учителем чемпиона России 1901-1903 годов, первого российского олимпийского чемпиона Н.А. Панина-Коломенкина. За Алексеем Павловичем закрепилось почётное звание "дедушки русского фигурного катания".

Нашла одну интересную книгу 1926 года, зачиталась! М. Хвостов. "Фигурное катание на коньках". Приведу несколько выдержек из этой книги, полностью можете почитать по ссылке:

Коньки

  • [Коньки для фигурного катания изготовляются во множестве различных образцов и моделей. Однако, существуют некоторые общие требования, которым должна удовлетворять каждая модель.
  • Коньки должны наглухо привинчиваться к обуви маленькими шурупами (числом 12-14 штук).
  • Коньки должны иметь высоту не меньше половины ширины подошвы.
  • Лезвие должно быть изогнуто, при чем перед и задок загибаются кверху, несколько круче, чем середина.
  • Лезвие должно быть в толщину от 4 до 6 мм и в длину не более, чем на 3 см. длиннее башмака.
  • Коньки должны быть изготовлены из лучшей закаленной стали и никкелированы (для защиты от ржавчины). Приведем описания наиболее распространенных моделей.

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием "снегурки"), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

  • Модель Джексона Хэйнса
Лезвие с двумя стойками вылито из одного куска стали. Передний конец загибается вверх и заканчивается круглым крючком. Задний конец срезан вниз - назад.
Лезвие с двумя стойками вылито из одного куска стали. Передний конец загибается вверх и заканчивается круглым крючком. Задний конец срезан вниз - назад.
  • Модель У. Салъкова
Отличительная черта этой модели - пилообразная насечка на загибе переднего конца, благодаря которой значительно облегчается толчок и некоторые пируэты и циркули.
Отличительная черта этой модели - пилообразная насечка на загибе переднего конца, благодаря которой значительно облегчается толчок и некоторые пируэты и циркули.
  • Модель Н. Панина
Передний конец резко загнут вверх и немного назад, образуя острый носок и являясь третьей стойкой. Коньки выше других моделей.
Передний конец резко загнут вверх и немного назад, образуя острый носок и являясь третьей стойкой. Коньки выше других моделей.
  • Модель "Яхт-Клуб". Похожа на предыдущую, но лезвие ещё более изогнуто. Задний конец загибается кверху мягко и заканчивается небольшим кружком. (*Сейчас мы их называем хоккейные)

Коньки для фигурного катания должны быть всегда остро отточены. На тупых коньках лучше не кататься вовсе.

Точка производится поперек на небольшом круглом вращающемся точильном камне, после чего конек непременно шлифуется вдоль мелкозернистым бруском круглого сечения, чтобы удалить с нижней стороны лезвия все поперечные царапины, оставленные точильным камнем. При шлифовке надо следить, чтобы не затупить самые грани конька. Такой способ точки, образующий нижнюю поверхность в виде желобка, создает очень острые грани (ребра) конька, что является надежной опорой при исполнении самых трудных фигур. Хорошо наточить коньки самому довольно трудно, поэтому рекомендуется отдавать их для точки в хорошую мастерскую. Для предохранения коньков от затупления при ходьбе по деревянному полу теплушки, следует изготовить пару чехлов из толстой кожи, которые надеваются на коньки, как только конькобежец уходит со льда.}]

Фигуристы 1908 год.
Фигуристы 1908 год.

Обувь

[Обувь для фигурных коньков должна быть легкая и прочная, плотно обтягивающая ногу. Повсеместно приняты высокие (не ниже 30 см.) ботинки на шнуровке, из мягкой, но не растягивающейся кожи, лучше всего из американского опойка. Подошва должна быть из твердой кожи, толщиною не менее 4 мм, чтобы шурупы не проходили насквозь. Каблук широкий и прочный должен иметь высоту не менее 1,5 см и не более 3 см. Ботинки должны достаточно плотно сидеть на ноге, чтобы не было ни малейшего вихляния ноги; носок же должен быть настолько широк, чтобы можно было шевелить пальцами. При тесном носке кровообращение сильно затрудняется, и пальцы легко мерзнут.

Привинчивать коньки следует так, чтобы лезвие проходило под серединой пятки и под промежутком между большим и вторым пальцем. При шнуровании ботинка следует до перегиба подъема затягивать шнурки туго, затем обвести шнурки вокруг ноги и, связав их простым узлом, шнуровать далее значительно свободнее.]

На примере книги М. Хвостова можно увидеть зарождение некоторых стандартов коньков, заточки, ботинок, а также фигур, которые потом утвердились в СССР.

Современность

С 2000-х годов исчезла театральность исполнения, артистизма все меньше, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков. Сложные фигуры легли в основу побед. Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды, большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась. А игровой баланс - понятие субъективное, хотя является одним из требований к "честности" правил.

А вы катаетесь на коньках? Я - да!

Мои дети. Охта парк
Мои дети. Охта парк