Эта поездка была самой продолжительной и по времени, и по расстоянию. Из Курильска мы отправились в южную часть Итурупа – к заливу Косатка, японским подземным укреплениям и в город-призрак.
Дорога грунтовая и очень разная. Есть вполне неплохие по качеству полотна отрезки, но, в общем, неважная, в ямах и колдобинах. Выехали из Курильска, миновали посёлочек Рыбаки, поднялись по перевалу, перевалили сопки и выехали к долине, по которой течёт речка Куйбышевка. Когда-то здесь был, по курильским меркам, вполне приличный населённый пункт. Сейчас остался рыбоводный завод, речка нерестовая, рабочие вахтовые.
На перекрёстке дорог, одна из которых ведёт в посёлок Горячие Ключи, небольшой мемориал из образцов военной техники.
Потом обследовали весьма живописный карьер, над которым парил орёл (по нашей версии, белохвостый орлан).
Проехали мимо танкового полигона и выехали на побережье. Вот он – Тихий океан. Попали мы на так называемый Зеркальный пляж залива Косатка.
Этот не очень глубокий водоём с очень кинематографической историей. И даже те, кто никогда слыхом не слыхивал про курильский остров, про разгром американской базы Перл-Харбор наверняка знают. Так вот, японские авианосцы стартовали к берегам Гавайских островов в ноябре 1941 года именно из залива Косатка. Итуруп до сентября 1945 года был под юрисдикцией Японией. А залив они называли Хитокаппу. Самураи именно США видели своим основным соперником на тихоокеанском побережье, решили их «спрофилактировать», а в результате Америка вступила во Вторую мировую войну.
В 1960 году шторм сорвал с якоря и унёс в открытое море из залива Косатка самоходную баржу Т-36. На её борту были четверо военнослужащих. Баржа дрейфовала 49 дней, пока её случайно не обнаружил американский авианосец. На борту судна был трёхдневный запас продуктов, но все сумели выжить. В прошлом году ушёл из жизни последний из героической четвёрки – Асхат Зиганшин.
Несколько лет назад в Косатке произошло очередное крушение. На берег выбросило буксир «Корунд». Никто из экипажа не пострадал, однако снять с мели судно не удалось. Оно прочно увязло в песке и очень как-то прочно, стоит ровненько и не накренилось. Теперь в отлив на него можно взобраться, походить по палубе, заглянуть во внутренние помещения.
Сохранность неплохая, и не растащили «Корунд» благодаря его охраннику. Несколько лет рядом с буксиром проживал итурупский Робинзон: у судна был свой сторож. Неподалёку стоят два вагончика, где и жил мужчина. Он стал героем многих сюжетов в интернете. Когда мы были на Зеркальном пляже, Робинзона уже не было. Владелец судна выиграл судебный процесс, получил страховку, и судьба «Корунда» ему более неинтересна. В лучшем случае, судно продадут на металлолом, в худшем – он останется на вечном приколе в Косатке.
Далее мы отправились к сооружениям, которые остались после японских военных.