Найти тему

Новый закон о такси заработает уже в 2023 году! Что нового?

Оглавление

В данной статье будет проведет анализ некоторых положений нового Федерального закона, регулирующий деятельность пассажирских перевозок в легковом авто, озвучены некоторые наблюдения, выявлены пробелы в законодательстве и предложены свои идеи с поправками в закон.

23 декабря 2022 года Совет Федерации РФ одобрил новый Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ

"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - ФЗ), который вступит в законную силу 1 сентября 2023 года.

Проанализировав текст вышеупомянутого нормативно-правового акта, стало ясно, что он направлен на урегулирование отношений в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Российской Федерации.

Что же интересного нам приготовил законодатель?!

Ну во-первых, в ст.2 ФЗ нам предоставляется перечень определений основных понятий, которые используются в тексте закона. На мой взгляд это плюс, так как это как минимум дает прояснения в том, что конкретно подразумевает законодатель под тем или иным понятием и позволяет оптимизировать область распространения действия этого закона.

Так, например, п.4 ст.2 ФЗ гласит, что физическое лицо - лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и не являющееся индивидуальным предпринимателем, соответственно из чего мы делаем вывод, что теперь если физическое лицо захочет работать таксистом на себя, он должен будет зарегистрироваться как Самозанятый и платить налог. Тогда очевидно, что одной из целей закона является борьба с неуплатой налога с дохода от занятия такой деятельностью.

Во-вторых, нормы данного ФЗ в обязательном порядке устанавливают, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие разрешения не приостановлено или не аннулировано.

Интересным ограничением по территории служат такие условия:

Перевозчик легковым такси (далее также - перевозчик) вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого предоставил разрешение данному перевозчику. Но, как говорится, в каждом правиле есть исключения и это правило не исключение, так как законодатель предусмотрел 2 условия, когда таксовать можно и на территории других субъектов:

  • если пункт отправления расположен на территории субъекта, выдавшего разрешение, при этом пункт назначения может быть расположен за пределами этой территории или на этой территории;
  • в случае, если это предусмотрено соглашением, заключенным между высшими исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Грубо говоря, если таксист получил заказ в г. Армавир Краснодарского края, а пунктом назначения будет г. Невинномысск Ставропольского края (расстояние 85 км), то выполнить такую перевозку будет возможно, но для того, чтобы взять новый заказ, необходимо будет вернуться опять в пределы Краснодарского края, но если, конечно, между этими субъектами не будет заключено соглашение.

Среди прочего создадут 3 региональных информресурса:

  • реестр перевозчиков. В нем укажут в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку пассажиров;
  • реестр такси. В нем будут данные о ТС, их владельцах и т.д.;
  • реестр служб заказа такси. В него включат среди прочего адреса, по которым расположены базы данных, а также технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

ФЗ об организации перевозок пассажиров №580 установит новые требования не только к самому легковому такси, но еще и к водителям, перевозчикам, службе заказа.

Так, например, Легковое такси должно отвечать следующим требованиям:

1) иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

2) иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

3) цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации; 4) не размещать информацию о маршруте перевозки, начальном и (или) конечном пунктах перевозки, о стоимости такой перевозки.

Возможно, легковые такси будут иметь один цвет, что будет значительно упрощать возможность отличить такси от личного транспорта, в принципе, как уже есть во многих зарубежных странах.

Кстати, как было замечено мной, законодатель ничего не говорит о требований к техническому состоянию транспортного средства, а ведь это серьезный момент, так как от этого зависит безопасность поездки.

На мой взгляд можно было бы установить законодательно такие простые требования, как наличие минимум 4-х подушек безопасности в салоне, также можно было бы установить минимальный порог даты выпуска транспортного средства, используемого с целью перевозки пассажиров.

А что же тогда ждет непосредственно водителей?! Какие требования будут предъявлены к ним? Это нам подскажет ст.12 ФЗ:

1)наличие категории "B" в течение трех и более лет;

2) отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "B" или медицинских ограничений к управлению такими транспортными средствами;

3) заключение трудового договора с перевозчиком, либо являться индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.

Не будут допущены к управлению легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа:

1) те, кто был повторно подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания;

2) лицо, которое не прошло аттестацию на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (при наличии), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (действительно что-то новенькое);

3) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или подвергается уголовному преследованию за эти преступления;

4) имеет за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси, более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, за исключением случаев, если сроки исполнения постановлений о наложении административных штрафов за эти правонарушения истекли в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Интересно, 🤔а как будет проходить данная аттестация, кто будет принимать, в каком виде она будет существовать, сколько раз можно пересдавать, а может быть будет предусмотрен и устный экзамен и практический, по какой системе идет оценка, но к сожалению в законе об этом ничего не говорится, и нам остается только гадать и ожидать внесение новых статей в данный Федеральный закон, но времени не так уж и много, а работы над еще сырым нормативным актом предостаточно.

Очень интересно будет наблюдать за всей этой новеллой. К чему это приведет, покажет время, но уже точно можно предположить, что вся эта песня послужит базисом к повышению цен на услуги такси. После принятия нового закона ряды таксистов поредеют, поскольку будут более жесткие требования. Возможно, по началу действия этого закона предложение резко уменьшится, а спрос останется прежним, что еще раз доказывает факт повышения цен.

А что думаете вы по этому поводу?! Делитесь своим мнением в комментариях! Очень интересно ☺

Всегда рада оказать содействие и помощь в решении вашего юридического вопроса, ваша Анна Руслановна! 😉

тел.: 8(938)505-00-40.

Юридическая компания "Альянс Защиты"

г. Краснодар