Продолжаю рассказывать о последних днях жизни и кончине Иосифа Обручника.
Обратимся к апокрифу, повествование в котором ведется учениками из числа Двенадцати.
«Мы, апостолы, когда ... выслушали нашего Спасителя, ... встали, исполненные радости, и, почтив Его глубоким поклоном, ... сказали:
«О наш Спаситель, Ты оказал нам великую милость, ибо мы слышали слова его жизни. Но мы поражены судьбой Еноха и Илии, ибо они не были подвластны смерти.
Они обитают в жилищах праведных до сего дня, и тела их не видели тления.
И этот старец Иосиф, плотник, был Твоим отцом по плоти.
Ты повелел нам идти по всему миру и проповедовать святое Евангелие, и Ты сказал: «Возвестите им смерть отца Моего Иосифа и празднуйте святым торжеством день, посвященный ему. Кто что-нибудь вычеркнет из этой речи или что-нибудь прибавит к ней, тот совершит грех».
Мы также удивлены тем, что Иосиф с того дня, как Ты родился в Вифлееме, называл Тебя Сыном своим по плоти.
Почему же Ты не сделал его бессмертным, как были Енох и Илия? А Ты говоришь, что он был праведник и избранный».
Спаситель наш ответил:
«Пророчество Отца Моего исполнилось на Адаме по причине непослушания его, и все совершается по воле Отца Моего.
Если человек преступает предписания Бога и исполняет дела диавола, совершая грех, — его дни исполнились; ему сохраняется жизнь, чтобы он мог покаяться и убежать от рук смерти.
Если он упражняется в добрых делах, время жизни его продолжится, дабы слухи о его преклонном возрасте возросли и праведные подражали бы ему.
Когда вы видите человека, чей дух скор на гнев, — дни его сочтены, ибо такие погибают во цвете лет.
Всякое пророчество, которое изрек Отец Мой о сынах человеческих, должно исполниться во всякой вещи.
А что касается Еноха и Илии, — они живы и по сей день, сохранив те же тела, с которыми они родились.
А что касается отца Моего Иосифа, то ему не дано, как им, остаться в теле; и если бы человек прожил много тысяч лет на этой земле, все-таки он должен был бы сменить жизнь на смерть» (Книга Иосифа Плотника).
Во фрагменте критской рукописи этого апокрифа приведены несколько иные даты жизни Обручника: Он с первой женой прожил не 49, а 10 лет; умер 26 числа месяца Епифи.
Тихою тенью проходит в истории Наггар, отдает душу свою светлую Богу, так и не сказав ни одного (!) слова в канонических евангелиях. Молча жил, молча умер, но сделал все, что надо: миру сохранил сразу два сокровища — Мать и Сына.
Абсолютно все предания сходятся в одном: Иосиф был в весьма преклонном возрасте, когда ему вручили Марию. Св. Епифаний говорит, что ему исполнилось 80 лет с лишним, и прибавляет, что он вернулся из Египта 94 лет (это неверно: Святое Семейство находилось в Стране пирамид менее года) и умер через 8 лет. Арабский источник и «Книга Иосифа Плотника» уверяют, что ему было 111 лет, когда он скончался.
«Иисусу было девятнадцать лет, когда умер Иосиф», – сообщает один апокриф, может быть, сохранивший осколки того разбитого зеркала, в коем некогда на краткий миг отразилась истина. Трудно, в самом деле, понять, кому, почему и зачем пришло бы в голову выдумать такую точную цифру. Это – во-первых. А во-вторых, раньше двенадцатого года Иисусовой жизни (Отрок во Храме), то есть 7 года, Обручник точно не умер. Судя же по тому, как память о нем бесследно глохнет в евангельском предании, он ушел из жизни задолго до начала служения Господня, которое мы датируем 27 годом. Так что этими двумя пограничными датами как бы подтверждается истинность девятнадцатого года Иисусовой жизни, то есть 14 года, для смерти Его приемного отца.
Можно теперь вычислить даты жизни Наггара. Родился в промежутке между 97 и 88 годами до н.э. Женился до достижения 30-летнего возраста на Соломонии. В 21 году до н.э. у него родился Иаков Праведник. В 7 году до н. э. овдовел. В 5 году до н.э., вскоре после Благовещения, которое состоялось 25 марта, женился на Марии. 25 декабря того же года стал приемным (юридически вполне законным!) земным отцом Мессии. В начале 4 года до н.э. бежал с Марией в Египет, вернулся примерно через год. В 7 году новой эры привел Отрока Иисуса в иерусалимский Храм. Умер 20 числа месяца абиба, который приходился на июль-август, 14 года, когда Христу исполнилось 19 лет.
«Евангелие Никодима» сохранило имена полагавшихся по Закону свидетелей обручения в 5 г. до н.э. Иосифа Плотника и Марии: Лазарь, Асгором, Ангоний, Иаков, Зара, Самуил, Исаак, Финеес, Крисп, Агриппа, Амений, Иуда, все — чистокровные потомки Израиля. Как оно проходило, мы не знаем.
Думаю, о родине родителей Богоматери и Ее мужа стоит сказать несколько слов. Об этом читайте в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3772/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.