Найти тему
Baltnews

Накрывает. Рынок труда в Эстонии сокращается и мельчает

Sputnik / Алексей Мальгавко
Sputnik / Алексей Мальгавко

Рост цен, в том числе на электроэнергию, спровоцировал передел рынка труда и рост безработицы в Эстонии. Падает количество предложений, требующих высокой квалификации.

По сообщению эстонских СМИ, с рынком труда в Эстонии все плохо и лучше не будет. Число безработных растет день ото дня, и эксперты считают, что безработица будет расти и в 2023 году.

По состоянию на 8 января в эстонской Кассе по безработице зарегистрировано 53 тысячи человек, что означает рост безработицы до 8,1%. Показатель выше приведенного был зафиксирован в последний раз в позапрошлом году – в разгар пандемии. Отмечается, что еще в начале сентября 2022 года безработных в Эстонии было на 8,5 тысячи меньше, то есть 44,5 тысячи человек.

В Центральном союзе работодателей Эстонии считает, что, по крайней мере, в первые месяцы этого года безработица продолжит расти. Генеральный директор Центрального союза работодателей Арто Аас отметил высокую неопределенность и пессимизм в экономике на данный момент: "[...] предприниматели не решаются инвестировать, они не осмеливаются нанимать людей, поэтому естественно, что это охлаждение в экономике распространяется и на рынок труда. И безработица, вероятно, увеличится и в первом квартале".

Сообщается, что наихудшая ситуация наблюдается в русскоязычном регионе Ида-Вирумаа, где безработица составляет 11,8%. Приграничный, преимущественно сельскохозяйственный, регион Валгамаа отстает не сильно – 11%. При этом на эстоноязычном острове Хийумаа безработица явно самая низкая – 3,4%. В столичном регионе Харьюмаа зарегистрированная безработица составляет 7,8%, в регионе культурной столицы Тартумаа – 7%.

По словам председателя Центрального союза профсоюзов Яана-Хендрика Тоомеля, практически не предлагаются рабочие места, требующие высокой квалификации: "Предложений низкооплачиваемой, более легкой работы также больше, но сегодня людям труднее найти работу в среднем сегменте, чем летом или полгода назад".

Также сообщается, что в декабре 2022 года в Кассу по безработице поступило 17 уведомлений о коллективных увольнениях, что означает утрату 545 рабочих мест. Самые большие увольнения были в Viking Line со 184 рабочими местами и в колл-центре Majorel со 167 рабочими местами. По словам Ааса, сейчас самые сложные отрасли: "Где также высокие затраты на энергию. Здесь мы также находимся в худшей конкурентной ситуации с некоторыми соседними странами".

По словам Ааса, торговля нынче идет осторожно, потому что люди потребляют меньше определенных групп товаров в связи со значительным ростом цен: "Безусловно, такой очень горячий бум рабочей силы в IT-секторе и в стартап-секторе тоже остыл".

Ранее Baltnews писал, что в Эстонии параллельно с безработицей наблюдается нехватка рабочей силы – тысячи вакансий остаются незанятыми. Однако, дело заключается в том, что предлагаемая работа представляет собой дешевые места, не требующие особой квалификации, что, естественно, далеко не каждого человека может удовлетворить – не все люди готовы работать, где попало, как попало и за что попало.

Такая тенденция наметилась давно – еще до нынешнего кризиса. Эстония превращалась в страну без реального производства, в которой развивается, в основном, сфера обслуживания. Нынешний энергетический кризис, который вынудил компании по всему миру начать экономить и в первую очередь экономить на зарплате и сотрудниках, лишь усугубил данный процесс.