Памятник расположен на территории Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Казахстана, в 7 км к юго-западу от села Берель, на третьей надпойменной террасе правого берега реки Бухтармы, в 6 км ниже впадения реки Берель.
Смотрите 3D-модель памятника на сайте "Большой Алтай"
Основа комплекса — некрополь, насчитывающий более 70 курганных насыпей, организованных в несколько цепочек курганов, вытянутых в направлении юго-восток-северо-запад. Кроме выделяющихся визуально насыпей на могильнике фиксируются и более низкие погребальные сооружения, и поминальные конструкции, перекрытые слоем гумуса.
Основная часть крупных курганов на памятнике относится к скифо-сакскому времени — пазырыкской культуре. Среди них выделяются «царские» курганы, в которых раскопаны богатейшие захоронения. В подобных погребениях благодаря сохранности в мерзлоте обнаружены многочисленные предметы из дерева, кожи, ткани, что делает Берельский комплекс уникальным наряду со знаменитыми курганами из урочища Пазырык. Кроме погребений пазырыкской культуры на этом памятнике раскопана значительная серия объектов предтюркского времени.
Впервые раскопки на этом памятнике предпринял в 1865 г. В.В. Радлов. В ходе его работ был изучен Большой Берельский курган, ставший первым исследованным «элитным» захоронением скифо-сакского периода с мерзлотой на территории Большого Алтая. Также В.В. Радлов изучил на данном некрополе три малых кургана предтюркского времени. Позднее Большой Берельский курган исследовал С.С. Сорокин.
С 1998 г. исследование Берельских курганов проводит З.С. Самашев, который за многолетний период изучения некрополя провел раскопки большой серии богатейших погребений пазырыкской культуры и других периодов. Эти работы продолжаются и в настоящее время. Они ведутся в части некрополя, где сосредоточены объекты предтюркского времени. С 2015 г. по 2022 г. на памятнике исследовались погребения хунно-сяньбийского периода. Разносторонние некрополя Берель исследования З.С. Самашевым легли в основу созданного в 2008 году «Государственного историко-культурного музея-заповедника «Берель».
Приведенные ниже материалы позволяют представить погребальный обряд и предметный комплекс берельских захоронений предтюркского периода IV-V вв. н.э.
Описание 3D-модели №1 (ограда № 117)
Погребение сооружено внутри овальной выкладки-оградки из крупных валунов и сланцевых плит. Захоронение устроено в каменном ящике из тонких боковых и крупных торцевых плит и ориентировано длинной осью по направлению северо-восток — юго-запад. На его перекрытии на животе с подогнутыми ногами головой на восток уложена лошадь. На дне могилы вытянуто на спине лежит умерший. Его левая рука находилась в районе таза, правая расположена вдоль тела. Сопроводительный инвентарь отсутствует.
Описание 3D-модели №2 (ограда № 127)
Погребальное сооружение сложено из камней сланцевой породы. Оно в разрезе уплощено и в плане имеет подовальную форму. В центре широкой ограды-крепиды из крупных валунов располагалась погребальная камера в виде каменного ящика, ориентированного в направлении северо-восток – юго-запад. На его перекрытии из сланцевых плит располагалось захоронение лошади, уложенной на живот с подогнутыми ногами. На дне могилы вытянуто на спине лежал умерший. Находок в захоронении не обнаружено.
Основная масса погребально-поминальных памятников предтюркского периода, выявленная на Береле в 2015–2022 гг., расположена вокруг двух «царских» курганов №1 и №2 пазырыкского времени. Как отмечает З.С. Самашев, «они представляют собой систему плотно сгруппированных, преимущественно по три-четыре единицы, округлых и подпрямоугольных в плане форм каменных выкладок, которые до снятия дернового слоя не имели явных признаков взаимосвязанных между собой структур на дневной поверхности. Эти небольшие по диаметру, круглые в плане формы каменные выкладки с крепидами по краям («ограды-крепиды») являются основным типом надмогильных сооружений «сяньбийско-жужанского» периода (III–V вв. н. э.) Берельского некрополя.
Из нескольких десятков раскопанных З.С. Самашевым объектов многие оказались без захоронений и каких-либо следов совершения ритуальных действий. В некоторых выкладках-оградках найдены скелеты лошадей; в других имелись погребальные камеры с останками мужчин и женщин, часто сопровождаемые захоронениями лошадей. В большинстве случаев погребения совершены в составных каменных ящиках, люди лежали вытянуто на спине, головами были ориентированы на восток.
Среди комплекса погребальных сооружений предтюркского времени на могильнике Берель встречаются захоронения, сопровождаемые богатым инвентарем. Выделяются два погребения женщин (№81 и 109), которые, как считает автор раскопок З.С. Самашев, относятся к элите населения Казахского Алтая сяньбийского периода. Выделяется женское захоронение №81 с интересным набором украшений костюма: серебряная пластина-диадема, орнаментированная по всему периметру тиснением с оборотной стороны, серебряные проволочные серьги со вставными камнями, бусы из цветных камней, золотые шейные подвески, косметическая щетка, крупные диски из известнякового материала, гребень, амулеты из зубов хищников, серебряные диски с тиснением и другие изделия.
В мужских погребениях предтюркского периода Берельского некрополя часто встречаются предметы вооружения, что позволяет реконструировать отдельные стороны военного дела.
Набор оружия, найденный в могилах, позволяет говорить, что в сяньбийско-жужанский период у населения, оставившего Берельский некрополь, были представлены в основном легковооруженные конные воины.
Из числа предметов вооружения прежде всего следует отметить железные трехлопастные черешковые ярусные наконечники стрел. На Береле найдена серия длинных и узких концевых костяных накладок на лук с арочными вырезами.
Как отмечает З.С. Самашев, в советской археологии Берельский некрополь предтюркского времени рассматривался в рамках «берельского» этапа, предшествующего культуре тюрок на Алтае. З.С. Самашев рассматривает памятники могильника Берель в рамках «промежуточного культурно-хронологического горизонта – хунну-сяньбийского, между эпохами хунну и древних тюрков». Синхронные берельским погребальные памятники IV - V вв. н.э. на территории российской части Горного Алтая рассматриваются в рамках булан-кобинской культуры.
Музей: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Берель».