Найти тему
Любитель балета

Кронобалетный «Щелкунчик»: опять лайт. Отзыв

Оглавление

Наконец-то и я в наши большие праздники на балете «Щелкунчик» побывала! «Все побежали – и я побежал» )) Маркетологи виноваты с этой традицией, не иначе ))

Ну, а если серьезно – трудно быть любителем балета без театра оперы и балета в городе. Одно сплошное телевидение YouTube не заменит живого контакта с театром. А если поехать его посмотреть в другой город ты не такой уж и легкий на подъем, да и времени на это не всегда найдешь… денег – ну ладно, найду, самых дорогих же билетов я не покупаю. Но театры и коллективы приезжающие – часто не первого разряда. Почему опять лайт? Что было лайт ранее – ссылка в конце будет.

В дзене денег накопила ­ – билетик на балет купила )) Плакат.
В дзене денег накопила ­ – билетик на балет купила )) Плакат.

А вы думали, это Дзен придумал заголовки типа: купил – сходил, рассказываю, показываю? ))

А по Сеньке и шапка (под уровень дзен-денег). Раньше весны в Москву на балет не выеду.

Билеты были ценой около 1 тыс. за конец партера. Разобрали все.

Историческое предисловие, Или «Корона русского балета» – попробуй узнай

Да нет, узнать-то можно, внимательно глядя. Но...

В 2002 году в августе состоялась презентация новой труппы «Корона русского балета – говорит нагугленная статья в «Коммерсанте»:

«Название – самое сильное, что есть в этой труппе. Представьте, восемь солистов Детского музыкального театра Сац, не известных никому, кроме собственных родственников, нарекли себя "Короной русского балета"».

Так все начиналось.

У них и простенький и старомодный сайтик есть. Один из его разделов начинается со слов:

Московский театр “Корона Русского Балета” был создан в 1997 году.

Ребят, ну как так можно? Я про то, что на собственном же сайте (в другом разделе) помещать статью, которая это опровергает. Из журнала «Балет», которая чуть не с первых строк гласит: «дебютировав летом минувшего года, она взяла на себя смелость именоваться "Корона Русского Балета". А нумер за май – июнь 2003 г. То есть показания «Коммерсанта» и «Балета» логично, что сходятся. Ну ребяааат…

Ну, мне прямо везет ловить на нестыковках.

Что увидено – на словах

Балет возить на гастроли сложнее чем драму. Драма и без декораций может обойтись. Балет – нет. И в балете много народу нужно. Ну, относительно. И в итоге...

Факты краткими фразами:

Артистов приехало мало. Мне показалось – человек 15. Я видела побольше на лайт-балетах. Тут, по-моему, меньше всех. Довольно быстро я со своим биноклем стала их узнавать, когда они переодевались.

Именно переодевались – париков же обычно не надевали. Парни были с модными стрижками ))

Декорации были – несколько задников.

В музыке были купюры, то целые, то пол: так, пол-увертюры, не весь вальс снежинок, пол-вариации под челесту, нет танца пастушков, а также всего Каде Русселя (ну, это часто), остальное вроде на месте.

Танцы этой версии в основном поставлены балетмейстером Анатолием Емельяновым. Поставлены в целом – просто, на возможности труппы. Реже – с выкрутасами. Использовано немного танцев В. Вайнонена (скажу по ходу).

Балет традиционно и правильно начался (после увертюры) сценой съезда гостей. Их уже на улице встречали и Маша и Фриц*.

*Примеч.: как зовут их в этой версии – не знала, я опять программку не купила.

Простые пляски сменились танцами заводных кукол Дроссельмейера: паяца и мавра (тут скорее турка). Напомнили хореографию Вайнонена, но упрощено.

Помните танец заводной куклы? Хороший, забавный такой?

А помните, как в старом добром балете «Коппелия» Сванильда изображала куклу?

Нашей Маше, поглядев на паяца, тоже этого захотелось. И она сама исполнила вариацию куклы (в хореографии Вайнонена) – и кстати, хорошо. Кстати, мне как исполнительница (по большому счету если) понравилась только Маша.

Щелкунчик был один – куклы не было, не было и дублера (в крупных театрах обычно Щелкунчик-принц и Щелкунчик-кукла – разные). У него была такая накладная челюсть и не было маски.

Вот такая. Фото culture.ru.
Вот такая. Фото culture.ru.

Масок не было и у мышей и их короля. И мне это понравилось: обычно зло этого балета было безликим в прямом смысле слова (скрыто лицо), а тут удалось увидеть выражение его, Мышиного короля, морды лица.

Но до ночной схватки Щелкунчик сначала пострадал от Фрица. Мы знаем разные варианты: то он сломал ему челюсть, давая самые твердые орехи, то оторвал голову. Тут Фриц его заколол свежеподаренной саблей. Ну, не насовсем, конечно ))

Вечером Маша засыпает на стуле, Дроссельмейер здесь же, начинается мышиное нашествие, вступает и армия Щелкунчика, башмак Маши – всё как обычно.

Чтобы Щелкунчика, скажем так, преобразить, в театре его всегда надо на время спрятать: за кучей ли малой мышей, в темноте ли. А здесь опять свое решение: его прикрывает плащом, как ширмой, Дроссельмейер.

Малое адажио было как у Вайнонена.

Фотография из Интернета, у меня плохие получились. mail.tkd-pskov.ru
Фотография из Интернета, у меня плохие получились. mail.tkd-pskov.ru

Снежинок было 6… да, шесть. Я же говорила, народу немного. Герои периодически появлялись в вальсе снежинок.

Антракт

– Какой это театр?

– Не помню, какой-то московский…

2 акт

Декорация сменилась, и появились танцевальные пары, встретившие наших героев и Дроссельмейера. Правда, добежал до туда и Мышиный король, который и был убит Щелкунчиком, заслужившим за это аплодисменты. Кстати, были и некоторые отсылки к спектаклю Ю. Григоровича, вроде туров алясгон с саблей в руке в этой сцене, да и сама сцена, повествующая, что король-мышь их нагнал.

Танцы испанский, восточный, китайский, русский были разномастны. Публика больше всего оценила русский: не балетный, а скорее ансамблевый русский пляс, но привычный и сложный.

Т. к. народу не хватало, этой многонациональной массе пришлось танцевать и вальс цветов – ничего запоминающегося.

Адажио па-де-де было в собственной хореографии А. Емельянова. Вариация Маши – скорее тоже, хоть и с использованием мотивов Вайнонена. Тарантелла Щелкунчика – по его же мотивам.

Финальный вальс. А на музыку апофеоза Дроссельмейер приносит обратно в комнату спящую Машу. Но толпа иностранцев здесь же! Когда она просыпается, он дает ей в руки куклу – Щелкунчика. В начале текста я писала что куклы не было – признаюсь, соврала, чтобы не сорвать сюрприз. Понимай как хочешь. Это я честно писала до того, как залезла на сайт, чтобы свериться. И вот:

Проснувшись в своей комнате, она не находит своей куклы и понимает, что это был чудесный сон. Волшебник Дроссельмейер, рассказавший эти сказочные новогодние грезы, возвращает ей куклу Щелкунчика, которую она так полюбила...

Музыка Чайковского, для описания любви к которой не хватает мне слов, творила впечатления зимнего вечера в театре.

Не стреляйте в пианиста – он играет как умеет!

Официальный трейлер:

Но в нем всё не очень-то и похоже на то, что было.

Сюита любителя балета:

Вариация Щелкунчика отдельно:

(Про разрешение или нет съемки было умолчание, и капельдинеры это игнорировали у разных лиц, так что...).

У меня уже собралась подборка собственных статей «Щелкунчик».

Предыдущее, около года назад:

Смотрела балет «Золушка»: тариф «эконом» для глубокой провинции
Любитель балета8 декабря 2021

И на сегодня всё! До свидания!