("Хищники", As bestas, 2022, Испания)
Перефразируя почтальона Печкина, скажу: я тут вам хорошее испанское кино принёс, вот только я вам его не рекомендую. Потому что ну очень уж оно... это... того...
... Даже не знаю, как его обозвать: то ли самым психологически дискомфортным триллером 2022 года, то ли сгустком вселенского пессимизма, что маскируется под красиво снятую, деревенскую драму.
Впрочем, заявлять без обиняков нечто подобное в рекламе "As bestas" (в переводе с галисийского "Звери", в росс. прокате "Хищники") коварные промоутеры не стали.
Оно и понятно: зачем же собственноручно отталкивать зрителей от просмотра фильма, режа им голую, безжалостную правду о нём? Поэтому его аннотация и вводит нас в заблуждение, обещая историю-остросюжетку в духе "Соломенных псов" (или их ремейка 2011 года - кому как любо), "Южного гостеприимства" или недавнего "Беккета".
Да и само кино не торопится вас в этом разубеждать. И почти три четверти своего 140-минутного хронометража будет заговорщицки подмигивать, намекая, что вот-вот "нагнеталово" саспенса закончится. После чего сюжет наконец-то взорвётся ядр-р-рёным, жестким и "лобовым" столкновением персонажей, ведь к чему же еще, если не к нему, вела эта долгая нервозная прелюдия?
Черта с два!
И пусть взрывная кульминация у "Хищников" тоже имеется, однако никакой цепной реакции-детонации более мощных конфликтов она не порождает. Поэтому от развязки фильма "кайфанут" лишь те зрители, кто любит "ну чтобы ващще прямо как в реальной жизни!". А в ней, сами знаете, всё в 99% таких случаев заканчивается депрессией, беспочвенными надеждами и фрустрацией. Ну и ностальгией по тем светлым дням, когда подобная фигня ещё не омрачала ваше бренное существование.
Поэтому и говорю, что рекомендовать такое кино можно лишь в одном случае: если у вас в жизни наступила черная полоса, и вас может утешить то, что у кого-то она ещё чернее. Даже если эти кто-то - персонажи фильма "на основе реальных событий".
Как уверяет нас создатель "Хищников" Родриго Сорогойен, эта мрачная история случилась где-то в горном захолустье Галисии в 2010-м и продлилась четыре года.
А как вы, небось, поняли по упомянутым выше фильмам, здесь тоже обыгрывается извечный конфликт "города и деревни" - тогда, когда первый приходит во вторую, а она этому категорически не рада. В силу ряда причин, но в основном эмоциональных: из-за своей заскорузлости и животной реакции на всё непривычное - "Ишь, понаехали тут!".
А супруги Антуан и Ольга, что решили заняться в галисийской деревеньке фермерством и торговлей на рынке, были вдобавок ко всему "заграницей" - французами. Что, разумеется, лишь усугубило к ним неприязнь самых дремучих аборигенов. Особенно после того, как "понаехавшие" проголосовали на сельском референдуме не так, как всем хотелось бы.
И хоть большинство односельчан Антуана и Ольги были людьми приличными, хватило всего парочки пьянь-неадекватов Ксана и Лоренцо, чтобы испортить французам их дальнейшую тихо-мирную жизнь, превратив ее в сплошную нервотрепку.
Надо отдать им должное, они тоже уперлись рогом и отказались уезжать, как только их к этому не вынуждали. Однако, чем дальше, тем это противостояние становилось всё криминальнее. А местная полиция - как это неожиданно! - не видела в поведении алкашей ничего предосудительного. И мычала в ответ на жалобы фермеров своё привычное "Не, ну откуда вы знаете, что это Ксан и Лоренцо вам пакостят, а, может, это вовсе не они, зачем вы вот так сходу их обвиняете, это же несправедливо..." - и прочие тухлые отмазки.
Понятно, что от такой полицейской "протекции" пьянь становилась все наглее, а ее жертвы всё больше впадали в отчаяние и растерянность. А поскольку сами Антуан и Ольга были людьми подчеркнуто не воинственными...
Короче говоря, ничем разумным, добрым и вечным этот расклад обернуться не мог. Разве только если бы алкаши вдруг оба скопытились от цирроза или "паленого" бухла, но они такой радости доставлять французам явно не желали...
***
В общем, не подумайте неправильно: я никоим образом не оспариваю художественные достоинства, психологическую красоту/глубину "Хищников" и мастерство актеров, в них сыгравших. И тоже считаю, что их заслуженно номинировали на уйму престижных наград, включая Оскар. Ибо картина действительно вряд ли оставит равнодушными даже махровых циников, растрясая зрительские эмоции на все 9 баллов по шкале Рихтера.
Я же лишь хочу предостеречь тех из вас, кто не готов "прессовать" себя грузом этих эмоций, а просто ложится на диван расслабиться под какое-нибудь новое кино. Потому что для такого расслабления "Хищники" годятся в самую последнюю очередь, и ощущение после просмотра оставляют довольно тяжкое.
И всё же, если вы готовы к такому испытанию морально и физически - что ж, дерзайте, Родриго Сорогойен готов вам его устроить, разве что справку после его прохождения, жаль, не выпишет.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):