Разберу автомоечные бизнесы популярные в России на сегодня:
· Классические автомойки - автомобили моют профессиональные автомойщики
· Автомойки самообслуживания - клиенты самостоятельно моют свой автомобиль
· Бесконтактные автомойки роботы - автомобиль моет робот без щёток
· Портальные автоматические автомойки - автомобиль моет робот с помощью щёток
· Детейлинг центры - более профессиональный и глубокий подход чем у классических автомоек нацелен и на поддержание чистоты, и на восстановление и защиту элементов автомобиля
Уверен все понимают, что для разных городов статистика будет отличаться, в зависимости от количества людей, но тенденция везде одинакова и перспективы трансформации автомоечного бизнеса и зависимость от кризисов одинакова.
Москва опережает Санкт-Петербург в развитии на 5 лет, а Санкт-Петербург опережает в развитии остальные города на 10 лет.
Окупаемость и прибыльность автомоечного бизнеса зависят от многих факторов и самые основные:
* размер начальных капиталовложений
* надёжное оборудование
* правильное ведение бизнеса.
В этом вопросе рекомендую обращаться к проверенным профессионалам. Обязательно сделать бизнес-план или маркетинговое исследование с привязкой к участку или помещению.
Описание практически идеального участка под автомойку самообслуживания
Видео с открытия автомойки «Три Кита» в Кемерово в 2016 году.
Классические автомойки.
Окупаемость бизнеса 2-4 года
Произошла серьёзная трансформация бизнеса и рынок классических автомоек. В 2010 году можно было открыть двух постовую автомойку и легко получить 300 000 рублей чистыми, без активного участия в бизнес-процессах, то на сегодня это практически невозможно.
С 2015 года активно на себя перетянули клиентов автомойки самообслуживания. На сегодня рынок ещё не перенасыщен и до сих пор идёт сильный рост.
С 2019 года началось перерождение автоматических автомоек - превратились в бесконтактные, стали дешевле в реализации и проще в обслуживании. Роботизированные автомойки только в начале развития.
Сегментирование клиентов по потребностям и трансформация автомоечного бизнеса, привела к перерождению классических автомоек и на сегодня выживают, и растут только те, кто готов меняться, а при открытии новой автомойки учитывать новые правила игры.
При открытии новой классической автомойки в настоящих реалиях учитывайте такие нюансы:
- высокое качество услуг при среднерыночной цене за услуги
- при открытии 2-3 постов надо будет лично участвовать в бизнес-процессах
- просто открыть автомойку и получать прибыль не получится, даже если вы бизнесмен с опытом ведения другого бизнеса, профильное обучение в помощь
- более тщательно проработать рекламную политику, а рекламный бюджет на 90% направить на онлайн рекламу
- самое оптимальное количество постов при открытии автомойки от пяти и более в зависимости от участка и бюджета
- качественно проработать продажу дополнительных услуг и систему лояльности, борьба за постоянных клиентов вышла на новый уровень и это учитываем
- контроль качества услуг должен быть не в рекламе, а на самом деле и реально работать
Всё вышеперечисленное во многом очевидно для большинства современных предпринимателей, но самое сложное не только реализовать проект и запустить в работу, но и поддерживать правильную работу.
В 2020 году, в разгар пандемии, успешно запустили автомоечно-детейлинговый комплекс с правильным пред запуском, где клиентскую базу набирали ещё до момента открытия. Посмотреть подробности можно здесь.
Влияние кризисов на бизнес классических автомоек.
Если кто-то говорит, что его бизнес в кризисы пандемии и другие "выстрелил", то тогда это собственники маркетплейсов, сервисов онлайн доставок и разные IT проекты. Ну а остальные либо закрываются, либо имеют просадки разного уровня.
В разрезе классических автомоек, к счастью, не так плохо. В пандемию бизнес не закрывали и работал даже в торгово-развлекательных комплексах. Да, автомоечный бизнес просел по показателям, но перестроив некоторые бизнес-процессы и рекламную политику цифры восстановились. Если в марте 2020 года средний чек в сети автомоек Тритон составлял 1800 р., то в январе 2022 года уже 2300 р. Оборот по сети автомоечно-детейлинговых комплексов вырос на 35%.
Автомойки самообслуживания
Окупаемость автомоек самообслуживания 1-3,5 года
В 2015 году в Санкт-Петербурге открылась первая 6-ти постовая автомойка самообслуживания на парковке гипермаркета "Карусель". Причём в Европе автомойки самообслуживания массово использовались уже в начале 2000-х
20 млн. р. составила стоимость реализации всё под ключ.
Далее начался мощный рост. Первооткрыватели конечно же, как и в другом бизнесе сняли «сливки», а при условиях качественного Польского и Немецкого оборудования всё работало как часики при должном обслуживании.
На 2023 год на рынке России есть два самых популярных производителя автомоек самообслуживания с сенсорными мониторами на терминалах и качественным программным обеспечением и оборудованием, а также с высокой степенью независимости от зарубежных комплектующих. Производителей кнопочных терминалов более 10 с разной степенью локализации производств в России, а с собственным качественным программным обеспечением единицы. Зарубежные бренды оборудования на сегодня более не актуальны в России по понятным причинам.
Ёмкость рынка работающих автомоек самообслуживания по России составляет 35%.
Три тенденции в автомойках самообслуживания:
1. Если открыть МСО 6 постов в Москве или Санкт-Петербурге, арендная ставка в среднем за участок будет 300 т.р./мес. а оборот на автомойке 2 млн. р./мес. А если открыть автомойку самообслуживания в городе расположенном на удалении от Москвы или Санкт-Петербурга на 200-300 км., то оборот останется прежним а арендная ставка будет уже максимум 150 т.р./мес.
2. МСО закрытого типа открываются в населённых пунктах с населением 3 тыс. человек и окупаются за 1 год за счёт низкой арендной ставки, минимилизации различных расходов в том числе и на открытие автомойки и рекламу.
3. Одним из главных конкурентных преимуществ автомоек самообслуживания является тепло в моечном посту и именно автомойки самообслуживания закрытого типа пользуются большей популярностью чем открытые. Конечно же в основном это преимущество относится к городам, где зима сопровождается минусовой температурой.
По сравнению с теми же классическими автомойками, автомойки самообслуживания более рентабельны в городах с низким количеством людей, к примеру 20 тыс. жителей.
Часто видите автомойки самообслуживания, пустующие даже в хорошую солнечную погоду, когда прям так и хочется заехать на автомойку. Причина проста, бизнесом автомоек самообслуживания тоже надо заниматься как любым другим. Теперь достаточно много конкурентов и необходимо поддерживать высокое качество предоставляемых услуг, брать обратную связь от клиентов, выстраивать систему лояльности и беречь свою репутацию за счёт положительных отзывов.
При подборе участка под открытие новой автомойки самообслуживания анализируйте конкурентный рынок. Часто даже если конкурентов много, они могут быть вовсе не конкурентами, примером послужит участок под автомойку самообслуживания в Кудрово, подробнее.
Влияние кризисов на бизнес автомоек самообслуживания.
Автомойки самообслуживания не закрывали в пандемию также, как и классические автомойки, но они были популярнее чем классические автомойки, так как контакта с людьми не было.
Просадок на МСО конечно же тоже случился, но он был кратковременным. Если в марте 20 года просадок составил 50%, то уже с апреля месяца бизнес МСО начал по не многу восстанавливаться. Меньше сложностей и с персоналом, тоже одна из проблем кризиса 20-го года и февраля 22 года. Могу смело заявить, что автомойки самообслуживания, как и роботизированные бесконтактные роботы устойчивы к разному роду кризисам.
Бесконтактные мойки роботы
Окупаемость 1,5-2,5 года
Разберу это понятие по полочкам. Часто смешивают мойки роботы без щёток с автоматическими автомойками портального вида с щётками, у которых кстати тоже есть режим без щёточной мойки. Это не верно, основным отличием новых бесконтактных автомоек является то, что они спроектированы именно на бесконтактную и быструю мойку с разными дополнительными услугами и используется в них специальный автошампунь для бесконтактных автомоек.
Робомойки до сих пор нарастающая тенденция и Россия опередила даже Европу, в которой о таких автомойках мало известно.
Уникальными торговыми предложения для конечного потребителя у робомоек является:
- 5 минут
- без щёток
- 300 руб.
Мешает активному развитию бизнеса робомоек только три причины:
1. испорченная репутация автоматическими щёточными мойками - многие путают новые мойки роботы с ними, как предприниматели, так и конечный потребитель
2. тяжело подобрать участок или помещение
3. высокая стоимость реализации проекта мойки робота по сравнению с классическими автомойками и автомойками самообслуживания
Мойки роботы только набирают популярность и ёмкость рынка для них необъятная. А если вспомнить что в России уже на сегодня запущены первые беспилотные такси, то обладатель большой сети роботизированных автомоек получит контракт на мойку автопарка - роботы будут мыть роботов.
Самое приятное, что бесщёточные мойки роботы существуют не только для легкового транспорта, но и для коммерческого автотранспорта и уже сегодня конкурируют с портальными щёточными автомойками, т.к. оборудование стоит в два раза дешевле.
Влияние кризисов на бизнес роботизированных автомоек.
Автомойки роботы, как и автомойки самообслуживания меньше всего подвержены разного рода кризисам. Потеря не большого количества клиентом достаточно быстро восполняется новыми клиентами, при должном качестве оказываемых услуг и рекламы.
Минимальная зависимость от человеческого фактора и надёжное оборудование даёт прочный «фундамент» в бизнесе роботизированных автомоек.
Портальные автоматические автомойки.
Окупаемость 3-7 лет
Автоматические щёточные автомойки появились в России в 60-х, но не для коммерческого использования конечно же, а для обслуживания государственных автопарков. Один из образцов портальной щёточной автомойки посмотрите в фильме «Бриллиантовая рука». Популярность в России пришла к автоматическим автомойкам для коммерческого использования в 2012 году и с этого года рынок автоматических щёточных автомоек стал развиваться быстрее.
Щёточные портальные автомойки туннельного типа для легкового автотранспорта устанавливали преимущественно собственники АЗС для монетизации основного бизнеса. Проходимость была не плохой до определённого момента, пока массово не стали открываться классические автомойки и далее уже автомойки самообслуживания, существенно подвинув рынок портальных автомоек.
95% коммерческих проектов портальных автомоек были закрыты к 2023 году и новые не открываются.
Ниже статистика работы сети однопостовых портальных автоматических автомоек 18 шт. на сети АЗС «Фаэтон» в Санкт-Петербурге. Статистика с января 2011 г. по март 2012 года.
Статистика работы 18-ти автоматических автомоек показывает наглядно на сколько сезонный бизнес автомоек. Статистика 10-ти летней давности и на сегодня всё изменилось. Сезонность меняется ежегодно по месяцам.
Портальные автоматические автомойки с щётками пользуются популярностью при установке в собственные автобусные автопарки или при наличии собственного большого автопарка грузовых автомобилей. Заказчиками порталов являются государственные учреждения или большие корпорации. Для коммерческого использования на сегодня автоматические мойки с щётками не используются.
Туннельную щёточную автомойку можно рассматривать как коммерческий проект, но под конкретный контракт под мойку автопарка грузового и коммерческого транспорта. Чтобы по окупаемости проект оказался 3-4 года а не 7 лет, рекомендую сделать бизнес-план.
Влияние кризисов на бизнес автоматических автомоек с щётками.
С учётом того, что портальные автомойки туннельного типа с щётками трудятся в основе своём обслуживая собственные автопарки, либо открывались под многолетние контракты, то и влияние кризисов на портальные автомойки не ощутимы.
Если же говорить о портальных автомойках, открытых исключительно на коммерческой основе, то лучшим примером будет автомойка туннельного типа в Санкт-Петербурге на ул. Есенина, которая может обслужить 120 а.м./час и недавно дополнительно организованы посты для детейлинг услуг. Изначальная стоимость проекта портальной автомойки конвейерного типа обошлась в 70 млн. р. 10 лет назад на основе оборудования немецкого производителя.
Влияние кризисов на такой бизнес такой же минимальный, как и на роботизированные бесконтактные автомойки и автомойки самообслуживания.
Детейлинг центры
Окупаемость 2-3 года
Сложный и не предсказуемый бизнес среди автомоечных. К автомоечному бизнесу детейлинг сложно отнести, это такой же различный с автомойкой бизнес как автосервис, но…. тенденция пошла к тому, что любая автомойка может назвать себя детейлингом, думая что это больше даст клиентов и выше средний чек, но это так не работает…
Детейлинг студии вставил на ровне с другими автомоечными бизнесами и сделал описание не просто так, читайте дальше и поймёте почему.
По классическим автомойкам в этой же статье писал, что рынок автомоечных услуг переживает трансформацию и обычные классические автомойки какими все их знают постепенно отмирают и либо перерождаются, либо закрываются – в основном сейчас закрываются.
Если смотреть в разрезе ближайших 10 лет, то классические автомойки за счёт развития автомоек самообслуживания и бесконтактных роботов выживут только те, кто сможет отличаться от конкурентов и первой стадией будет оказание высокого качества услуг за адекватные деньги. И вот тут как раз выходит на сцену детейлинг услуги как дополнительные, высокорентабельные услуги.
Просто автомойки уже мало интересны потребителю, есть и МСО и порталы и бесконтактные роботы. Нужно привлекать новых и удерживать постоянных клиентов чем-то ещё. Понижение цены, это последний и возможно кратковременный вариант, т.к. ведёт к разорению и закрытию….
С учётом того, что помыть автомобиль скоро можно будет быстро и безопасно, и недорого на каждом углу в МСО и роботах, остаётся только высококачественная автомойка снаружи и внутри и детейлинг – вот во что превратятся в ближайшие 10 лет классические автомойки. Это связано не только с повышенной конкуренцией от МСО и роботов, а ещё и с человеческим фактором, т.к. на детейлинг проще найти либо выучить адекватного спеца, который не «напивается каждый день», чтобы не выйти на работу.
Начало трансформации уже началось, и мы наблюдаем полноценные детейлинг студии не только как отдельно взятый бизнес, а при автомойках под отдельными брендами, причём не только на классических, но их открывают и на бесконтактных роботах и портальных автомойках и мойках самообслуживания. Если на МСО и роботах это монетизация основного бизнеса, то на классических автомойках это постепенный переход с классического автомоечного бизнеса к детейлинговому как основному, где количество постов под детейлинг услуги будет в итоге превышать количество автомоечных постов.
Для примера как эта трансформация выглядит:
1. Автомойка Тритон и Детейлинг Зевс ТРК «Охта Молл» и другие адреса
2. m3-spb Автомойка и Детейлинг ТРК «Жемчужная Плаза» и другие адреса
3. carbase Автомойка и Детейлинг ТРК «Галерея»
4. Harley Davidson Автомойка и Детейлинг
Открывать отдельно детейлинг студию тоже рабочий вариант для бизнеса, но выживают единицы, если нет постоянного потока клиентов на параллельный тип автомойки. Если же детейлинг открыт при автомойке, то по факту два бизнеса поддерживают друг друга в разные периоды сезонности.
Если в классической автомойке всё просто и по бизнес-процессам, и по услугам обучиться не сложно, то в детейлинге уже всё на много сложнее и требуется длительное обучение. С клиентами в детейлинг ещё сложнее. Качественные и платёжеспособные клиенты накапливаются в 90% случаях по рекомендациям, и чтобы получить эти рекомендации и поток новых клиентов, придётся ни один год поработать усиленно с рекламой и в основе будут блогеры. Скрупулёзно следить за качеством услуг, это как, само собой разумеется.
Детейлинг бизнес хорошо пойдёт у тех, у кого отлично уже раскручен «личный бренд». Прекрасным примером будет Black Star Car Wash&Detailing открытый в 2018 году и сразу получивший большую популярность и положившей тренд чёрного цвета в детейлингах. Жаль, что франшиза так и не запущена по России. Но и в этом случае открыта и автомойка и детейлинг, а не отдельно детейлинг студия.
Влияние кризисов на детейлинг бизнес.
Влияние кризисов на детейлинг как отдельно взятый бизнес высокое. В пандемию люди сидели по домам и общение было сведено к минимуму, в другие кризисы начинают экономить на услугах, без которых могут обойтись. В 22 году платёжеспособных людей – клиентов детейлинг студий резко уменьшилось в стране. Детейлинг студии, которые прочно стоят и давно работают конечно выживут, а те кто открылся в 22 году и нет в комплексе качественной автомойки работающей под отдельным либо одноимённым брендом, с 98% вероятностью либо уже закрылись, либо закроются в ближайшее время.
ВЫВОДЫ:
В ближайшие 10 лет произойдёт:
1. Останутся классические мойки эконом. В основном, где собственник выступает администратором частично либо полностью.
2. 70% клиентов, выбирающих классическую автомойку - будут ездить к сетевикам, так как там будет жаркая «война» за клиента! Пойдут в бой изысканные «виды вооружения».
3. Автомойки самообслуживания - будут конкурировать только между собой, закрытого типа будут в приоритете - зависит от региона.
4. Мойки роботы оттянут клиентов у всех типов автомоечных станций! Но не станут полноценной заменой.
5. Детейлинг – это, сегмент премиум! Нельзя сравнивать ни с одной из вышеперечисленных.
Там живут только те, кто умеет работать в премиальном сегменте!
Будут открываться и закрываться, а сильные так и будут зарабатывать.
Информация в статье моя личная субъективная оценка, основанная на регулярном коммуницировании с собственниками организаций поставщиков оборудования, сетями автомоечных комплексов различного вида, интересующимися автомоечным бизнесом клиентами из России, СНГ и Европы, которые изучают рынок и делятся информацией и многочисленными бизнес-планами, реализованными лично для разных видов автомоечного бизнеса.
Если есть что добавить, пишите в комментариях.
Читайте так же мои статьи:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ДИЗАЙН ДЕТЕЙЛИНГ СТУДИИ, АВТОМОЙКИ, АВТОСЕРВИСА ИЛИ ЛЮБОГО ДРУГОГО СООРУЖЕНИЯ
Синергия Робомоек и моек самообслуживания – МСО
Какой утеплитель лучше и эффективнее? Сравнение утеплителей
Как часто необходима мойка автомобилей? Безопасность и экономность, где идеальная грань?
Автор статьи — Александр Смирнов, эксперт по технологиям строительства быстровозводимых сооружений различного типа, сложности и этажности. Опыт с 2006 года. Сооснователь «Гидротэк».
С 2012 года открывал проекты классических автомоек с привлечением инвестиций с целью выстраивания бизнес-процессов и перепродажи как успешного бизнеса.
С 2016 года сооснователь управляющей компании «УК Гидротэк» для привлечения инвестиций в собственные сети автомоечно-детейлинговых и шиномонтажных комплексов «Тритон», «Зевс», «Арес».
Очень надеюсь, статья была интересной и полезной для вас, пожалуйста поддержите своими лайками, а также подпишитесь, это - лучшая поддержка меня и моего канала, спасибо!
Рад сообщить, что теперь есть свой телеграмм канал.
Для добавления в канал переходите по ссылке
Смотрите мой видео обзор с особенностями по строительству автомоечно-детейлингового комплекса.