Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Прости нас, первая любовь" (СССР, 1984) и "Профессор Мамлок" (СССР, 1938)

Прости нас, первая любовь. СССР, 1984/1985. Режиссер Михаил Якжен. Сценарист Александр Александров. Актеры: Александр Лабуш, Вера Глаголева, Родион Нахапетов, Оля Петрова, Вячеслав Баранов и др. 3,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Герою фильма снится сон. В руку он или нет — увидим дальше, — а пока — волшебная ночь, освещенная лишь луной и фантастическими фонариками на деревьях, старинный замок. И любимая девушка рядом со злодеем. Обаятельным таким злодеем, убивающим беззащитную уточку-подранка и пытающимся учить жизни нашего героя. Тот, естественно, сопротивляется, но тоже как-то нудновато... Неудивительно, что темноокая красавица остается со злодеем-разбойником... А между тем паренек с чемоданчиком в руке, уже позабыв ненадолго о своем сне, возвращается из армии и узнает, что его невеста — с другим. Паренек честный и добрый, а другого в этом смысле надо еще проверять и проверять. История, мягко говоря, малооригинальная. Как сделать ее значительнее, вернее, многозначительне

Прости нас, первая любовь. СССР, 1984/1985. Режиссер Михаил Якжен. Сценарист Александр Александров. Актеры: Александр Лабуш, Вера Глаголева, Родион Нахапетов, Оля Петрова, Вячеслав Баранов и др. 3,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Герою фильма снится сон. В руку он или нет — увидим дальше, — а пока — волшебная ночь, освещенная лишь луной и фантастическими фонариками на деревьях, старинный замок. И любимая девушка рядом со злодеем. Обаятельным таким злодеем, убивающим беззащитную уточку-подранка и пытающимся учить жизни нашего героя. Тот, естественно, сопротивляется, но тоже как-то нудновато... Неудивительно, что темноокая красавица остается со злодеем-разбойником...

А между тем паренек с чемоданчиком в руке, уже позабыв ненадолго о своем сне, возвращается из армии и узнает, что его невеста — с другим. Паренек честный и добрый, а другого в этом смысле надо еще проверять и проверять. История, мягко говоря, малооригинальная. Как сделать ее значительнее, вернее, многозначительнее? В фильме «Прости нас, первая любовь» (сценарист А. Александров, режиссёр Якжен) история эта обрастает долгими, дидактично-прямолинейными диалогами, в промежутках между которыми камера затейливо вышивает осенние узоры пейзажей. В диалогах говорится о многом, но во всем ощущается сглаженность, спрямленное» острых углов. И когда один из молодых героев фильма — вчерашний хохмач и циник (В. Баранов) за одну ночь перевоспитывается, а пятиклассница с гневным пафосом разоблачает подлую сущность самонадеянного архитектора Алика (Р. Нахапетов), заморочившего голову ее сестре Лене (В. Глаголева), уход от разговора начистоту становится особенно очевидным.

В прежних сценариях А. Александрова («Сто дней после детства», «Голубой портрет») был тонко воссоздан духовный мир молодых, глубина их чувств. Теперь, похоже, он удовлетворился лишь внешней стороной дела, лишив мелодраматическую канву картины психологических нюансов, поставив тем самым начинающего постановщика в трудное положение. Отрицательный герой фильма «Прости нас, первая любовь» вряд ли вызовет у кого-либо симпатии, ибо обрисован густой, без просветов черной краской. Но, увы, и главный положительный персонаж рождает похожие эмоции — настолько он плакатен, сух, неинтересен как личность.

Александр Федоров, киновед

-2

Профессор Мамлок. СССР, 1938. Режиссеры: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценаристы: Фридрих Вольф, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт (по одноименной пьесе Фридриха Вольфа). Актеры: Семен Межинский, С. Никитина, Олег Жаков, Владимир Честноков, Борис Светлов, Нина Шатерникова, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев и др. 16,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Судьба Г. Раппапорта (Herbert Rappaport, 7.07.1908 – 5 .09.1983) по-своему уникальна. Он родился в Вене, в еврейской семье. В начале 1930-х годов работал на Берлинской киностудии – был ассистентом известного немецкого режиссера Г. Пабста. Спасаясь от преследований нацистов, Раппапорт эмигрировал в Советскую Россию, где вскоре получил самостоятельную постановку.

Его политическая драма о еврейском ученом, ставшем жертвой фашистов «Профессор Мамлок», с успехом прошла по многим экранам мира, включая США. После не менее конъюнктурного «Шпиона» (1939) казалось, что карьера Г. Раппапорта и дальше пойдет по политическому руслу. Однако он вдруг резко сменил жанр и поставил лирическую «Музыкальную историю» (1940) с певцом С. Лемешевым...

В годы войны Раппапорт снимал «Боевые киносборники». А в 1947 году влился в мощный поток историко-биографической серии («Александр Попов», 1947).

Затем на время как бы ушел в тень (незамысловатая комедия «Черемушки», 1963 и т.п.). Но в 1966 году, опять-таки, неожиданно для всех, блеснул прежним мастерством в детективе «Два билета на дневной сеанс» с молодым тогда еще А. Збруевым в главной роли сыщика. С именем этого актера были связаны и последние работы Г. Раппапорта – «Круг» (1972) и «Меня это не касается» (1976).

Александр Федоров, киновед