Летом 1921 года инженер-самоучка Валериан Иванович Абаковский явил Москве своё "чудо техники" - железнодорожный аэровагон - моторную дрезину с пропеллером. Это событие обещало стать началом периода прорывных технических открытий в области конструирования железнодорожного транспорта нового типа, но стало трагичной историей одного инженера.
Цель создания Абаковским причудливой конструкции, передвигающейся по рельсам, была проста — покрыть расстояние между отдалёнными городами России за максимально короткое время. Его транспорт намеревался составить конкуренцию гражданской авиации.
За основу идеи был взят проект самоходного вагона с авиационной силовой установкой Dringos за авторством Отто Штайница (Otto Steinitz). Изобретение наделало много шума и выглядело многообещающим. Главным преимуществом была высокая скорость передвижения, что позволяло сравнительно быстро преодолевать большие расстояния, свойственные обширной географии РСФСР.
Весной 1921 года рабочие приступили к строительству нового транспортного средства. По одним данным, его собирали в Тамбове, по другим — в Москве. Конструкция была максимально облегчена для достижения высокой скорости.
В передней части кабины установили авиационный двигатель (модель и мощность неизвестны), который вращал деревянный двухлопастный винт диаметром три метра. По расчетам, такой агрегат мог разогнать аэровагон до 140 (!) км/ч, что было абсолютным техническим прорывом того времени.
К лету 1921 года начались первые испытания. К середине июля «самоходный вагон» преодолел более 3 000 км, показав высокие характеристики скорости. Пассажирскую кабину оборудовали для перевозки 25 человек. Комфортабельность оставляла желать лучшего, но все силы были брошены на завершение работ над техническими элементами.
Летом же 1921 года в РСФСР проходили сразу два масштабных события: III конгресс Коммунистического Интернационала и I конгресс Красного интернационала профсоюза, для участия в которых в Москву прибыли представители компартий из нескольких стран.
Утром 24 июля интернациональная делегация коммунистов отправилась из Москвы в Тулу для встречи с местными шахтёрами. Поездка на скоростном «чудо-вагоне» под личным управлением В.И. Абаковского была хорошим поводом продемонстрировать иностранцам достижение инженерии РСФСР.
Вечером того же дня делегаты направились обратно в Москву. Недалеко от Серпухова аэровагон, ехавший со скоростью около 85 км/ч, сошел с рельсов. Сказалась неровность железнодорожного полотна и высокая скорость машины. Из 22 пассажиров, шестеро получили травмы разной степени тяжести, семеро, в их числе и конструктор В.И. Абаковский (на фото - четвёртый слева) погибли. Сам аэровагон ремонту и восстановлению не подлежал.
Малоизвестный факт: все погибшие члены компартий были с почестями похоронены в братской могиле Некрополя у Кремлёвской стены. Дальнейшие разработки по усовершенствованию аэровагона не проводились, к проекту было решено не возвращаться.