В истории советского кино известно несколько случаев, когда на Западе снимали что-то не очень удачное русское, а в СССР это давало толчок для авторов снять аналог.
«Война и мир» с Одри Хёпберн подтолкнула раскошелиться* на оскароносный аналог. «12 стульев» Мэла Брукса дали «зелёный свет» Гайдаю.
В 1981 году в Уоррен Битти выпускает фильм «Красные», получивший нескольких «Оскаров». Фильм этот снимался довольно долго и ничего странного, что советский алаверды «Красные колокола» появился через год. Это масштабное полотно снял Сергей Бондарчук, уже отметившийся упомянутыми ранее «Войной и миром».
Если для запада Джон Рид отступник, то для СССР он же — певец революции, погибший преждевременно от того же тифа. Если сравнивать два фильма, то они имеют пересечения по времени и различия. «Красные колокола» — два двухчасовых фильма. Первый посвящён журналистской работе Рида в Мексике. У Битти этот период напрочь отсутствует. Также отсутствуют отношения с любовницей Мейбл Додж (её сыграла первая «девушка Бонда» Урсула Андерс), а вот Бондарчук там разыгрался во всю. Есть весьма пикантные сцены в постели, для советского зрителя очень даже. Смещён акцент и на Великой Октябрьской Революции, тут Бондарчук разгулялся не на шутку. Бюджет давали все: и СССР, и Мексика, и Италия.
В целом же фильм весьма затянут и сегодня смотреть его довольно муторно. Едучи в маршрутке я пару раз засыпал. «Слова, слова, слова». Образец довольно политизированного кино. Впрочем, про «Красных» можно сказать то же самое.
* Не то слово. В переводе на современные деньги это полмиллиарда долларов. То бишь какой-нибудь кроссовер кинокомиксов лет через десять переплюнет бюджет, если сложить с рекламой. И то, будет нечестно, поскольку Бондарчуку для массовки выдавали солдат из МинОбра СССР бесплатно. А если американцам нанимать аналогичную массовку, то уже будет покрыт бюджет нескольких «усов Супермена» (1 «усы» = 25 миллионам долларов).