Архитектурная концепция – процесс, в котором рождается идея любого архитектурного сооружения. Её создание сравнимо с сочинением, в котором пишут идею нового здания, это то, с чего начинается весь проект. При этом в обществе существует ошибочное мнение, что архитектурная концепция – это лишь внешний облик, оболочка здания, хотя на самом деле в это понятие входят функциональное зонирование участка, расположение зданий (в случае, если это комплексное освоение территории), логистическая схема, обустройство парковок и благоустройство территории, фасадные и планировочные решения, дизайн мест общего пользования и множество других элементов урбанистики. Она помогает не просто правильно определить наиболее подходящие архитектурные решения для здания, но и оценить жизнеспособность принимаемых решений с технической и финансовой точек зрения.
К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что порядка 20-25% разработанных архитектурных решений на рынке просто не выживают на следующих этапах строительства. В основном, это происходит из-за оптимизации проекта с экономической точки зрения. Особенно это чувствуется при реализации долгосрочных масштабных комплексов, строительство которых растянуто на несколько очередей.
Изменение взглядов участников процесса, конъюнктуры рынка и запросов потребителей также могут до неузнаваемости изменить не только «внутреннюю начинку» проекта, как например планировочные решения и нарезку квартир, но и первозданный вид зданий и окружения. Здесь очень важно внутреннее взаимодействие застройщика и архитектора.
5 лайфхаков, которые облегчат коммуникацию между заказчиками и архитекторами и сделают ваш проект более успешным
1. Выбирайте архитектурное бюро правильно
В мировой практике – это важнейшая задача, которую девелопер решает зачастую даже до момента приобретения участка под застройку. Архитектора нужно выбирать так же тщательно, как личного адвоката или семейного доктора. Ведь это не просто команда людей, которая «набросает эскиз здания». Это профессионалы, которые сегодня выполняют весь спектр работ, начиная от идеи и рабочих чертежей и заканчивая осуществлением авторского надзора за реализацией проекта. Успех в строительстве начинается в том числе с архитектора.
В идеале, особенно если речь идет о крупномасштабном проекте, выбор архитектурной мастерской должен проходить на конкурсной основе. Конкурс также позволяет определить уровень квалификации архитекторов, претендующих на работу с заказчиком, и дает массу новых релевантных и рабочих идей. Кроме того, это будет способствовать и развитию рынка в целом. Конкурсы не только позволят выявить новые таланты и «откроют дорогу молодым», но и совершенно точно дадут определенный толчок к развитию городского пространства в целом.
2. Определите «правила игры»
Если вы решили проводить конкурс на разработку концепции проекта, необходимо четко определить условия в его участии и пакет документов для конкурсантов. В ваших же интересах, чтобы это было качественно и в результате тендера не сомневались сами участники.
Помимо официального приглашения, необходимо составить детальное описание и предоставить возможные фотоматериалы площадки и окружающей территории, озвучить ограничения, существующие по данному проекту и т.д. И самое важное – сформулировать свои ожидания от будущего проекта.
3. Доверяйте архитектору
В корне не верно, что на внешний облик городов, сегодня большее влияние имеют девелоперы, а не архитекторы. Несмотря на то, что я «по ту сторону» и GRAVION – девелоперская компания, свято верю в то, что застройщик не должен решать, какая посадка и фасады должны быть у здания.
Правильно было бы «договариваться на берегу», ставя перед автором четкую задачу, а остальное – доверить специалисту. Ведь именно исходя из наших требований как заказчика, создается сама концепция, составляются поэтажные планы, разрезы, фасады и модели зданий и пр., и пр. Архитектор вникает в суть целей и задач застройщика, выясняет, для кого он строит, класс проекта, обсуждает бюджет.
У архитектора при разработке вашего проекта нет задачи самовыразиться, но есть цель – сделать индивидуальный продукт, востребованный на рынке. Он работает не на собственную гениальность, а на заказчика, на его бюджет, интерес и качество. То есть на нас.
4. До начала создания архитектурной концепции обсудите все нюансы и финансовую сторону будущего проекта
Страшные слова «экономика проекта» не покажутся такими пугающими, если еще до начала создания концепции продумать вместе с проектировщиками и архитекторами все детали.
Любой архитектор понимает специфику и просчитывает экономику, ориентируясь на рыночную ситуацию. Например, он не просто говорит, что облицовка должна быть из таких-то материалов, а высчитывает и озвучивает заказчику примерную стоимость квадратного метра фасада. Он обязан понимать и знать, какие требования сейчас предъявляет покупатель к жилью и пространству, чтобы предложить грамотные и востребованные планировки. Архитектор – не просто профессия, призвание или творческая личность. Он должен быть еще экономистом, аналитиком и психологом.
Только так возможно решить нашу задачу как девелопера и сделать это с уникальным архитектурным решением и в рамках определенного бюджета. Ведь создать интересный комплекс можно и простыми путями, а уникальность может заключаться не только в дороговизне фасадных материалов или отделке интерьеров, а в организации пространства, как на уровне генплана, так и на уровне каждой квартиры.
Со стороны архитектора, на мой взгляд, тоже очень важно уметь донести до нас с вами, что именно для будущих жильцов будет комфортным и целесообразным. И если девелопер еще и хороший маркетолог, то он понимает важность и ценность этих инструментов и готов на эксперименты, например, с благоустройством, потому что знает: необходимо не просто продать квартиру, нужно создать среду.
Еще один момент, который помогает первоначальной архитектурной концепции остаться практически неизменной – плотная работа с генпроектировщиком на самых первоначальных этапах создания. Когда вы работаете в тесной связке ради одного общего дела, вы не только увеличиваете шансы проекта на успех, но и влияете на оптимизацию дальнейших проектировочных и строительных работ, сокращаете их время и стоимость выполнения.
5. Не меняйте творческую задумку автора
Любой уважающий себя архитектор, разрабатывая концепцию каждого конкретного проекта, рассматривает его в разрезе множества аспектов и деталей. Начиная от требований заказчика, ограничений, которые накладывает на тебя существующая застройка до выстраивания беседы архитектуры с жителями города. Любое здание можно сравнить с произведением. Оно как набор букв, текст, встроенный в летописи нашей культуры. Этот текст несет в себе диалог с окружающим городским ландшафтом, формирует связи. И в данном случае, удаление любой буквы приводит к ошибке и указывает на безграмотность всего произведения.
Так же и малейшие изменения или переработка даже части концепции может повлечь за собой разрушение целостности образа. Вы уже выбрали архитектурного партнера, согласовали концепцию, обсудили детали. На переправе, как говорят, коней не меняют. Поэтому давайте будем уважать творческую задумку авторов, прислушиваться друг к другу и творить вместе не просто дома, а создавать искусство.
Автор: Елена Тарасова, коммерческий директор GRAVION