Найти тему
кНИЖный район

«Свободный, по сердцу союз»

(Музы Н.А. Некрасова)

«Свободный, по сердцу союз» - так отражены в стихах отношения с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Этими же словами можно определить и историю с Фёклой Анисимовной Викторовой, ставшей Зинаидой Николаевной Некрасовой. Именно этим прекрасным женщинам поэт посвятил удивительные строки, которые не только сохранили для нас дыхание его жизни, но и открыли новую страницу в русской поэзии.

I. Авдотья Яковлевна Панаева.

А. Я. Панаева
А. Я. Панаева

Н.А. Некрасов с 1947-го года издавал журнал «Современник» (совместно с писателем И.И. Панаевым). А.Я. Панаева, супруга Ивана Ивановича, также принимала деятельное участие в редакционной работе – она была способным писателем. Когда не хватало материала, Некрасов создавал литературные произведения сам. Так, авантюрно-приключенческий роман «Три страны света» был написан им в соавторстве с Авдотьей Яковлевной Панаевой, которая работала под псевдонимом Н. Станицкий. Это произведение включает в себя несколько стихотворений, написанных Н.А. Некрасовым. Яркие и порывистые, они эмоционально отражают момент сближения поэта с Авдотьей Яковлевной – именно в это время Панаева стала гражданской женой Некрасова (примерно 1847-й год). О свободном, по велению души союзе – строки стихотворения из романа:

Когда горит в твоей крови

Огонь действительной любви,

Когда ты сознаёшь глубоко

Свои законные права, –

Верь, не убьёт тебя молва

Своею клеветой жестокой!

Постылых, ненавистных уз

Отринь насильственное бремя

И заключи – пока есть время –

Свободный, по сердцу союз.

В стихах 1855-го года, не печатавшихся при жизни и героя, и героини, Николай Алексеевич называет Авдотью Яковлевну своей второй Музой.

Зачем насмешливо ревнуешь,

Зачем, быть может, негодуешь,

Что Музу тёмную мою

Я прославляю и пою?

Не знаю я тесней союза,

Сходней желаний и страстей –

С тобой, моя вторая Муза,

У Музы юности моей.

Ты ей родная с колыбели…

Не так же ль в юные лета

И над тобою тяготели

Забота, скорбь и нищета?..

Общность тяжёлого прошлого и поиск взаимного понимания и облегчения, возможно, повели её и Некрасова друг к другу. Хотя Некрасов влюбился в Панаеву с первого взгляда. Авдотья Яковлевна привлекала многих – не только редкостным обаянием, но и безукоризненной красотой. Ею очаровывались практически все, кто попадал в орбиту хозяйки гостеприимного литературного дома – а выбрала она Некрасова. Младший (на полтора года) Николай Алексеевич оказался сильным и «тяжёлым» (в отличие от «лёгкого» старшего на семь лет Панаева). «Тяжёлый крест достался ей на долю…» – именно так напишет через несколько лет сам поэт об их отношениях. Некрасов добивался взаимности долго и трудно, даже с попыткой самоубийства. «Как долго ты была сурова…» – запечатлелось стихом.

В Панаеву влюблялись все. Что же выделяло эту женщину? Послушаем современников. Аристократ граф В.А. Соллогуб: «Одна из самых красивых женщин Петербурга»; разночинец попович Н.Г. Чернышевский: «Красавица, каких не очень много»; Александр Дюма «Женщина с очень выразительной красотой»; Афанасий Фет: «Не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка». Ф. М. Достоевский писал брату о своём отношении к Авдотье Яковлевне так: «Я был влюблён не на шутку, теперь проходит, а не знаю ещё…» Герцен считал Панаеву милой и доброй, Белинский – доброй и благодетельной, Достоевский – любезной и «доброй донельзя», Грановский – умной и «доброты истинной». Однако характер у красавицы был сильный. Литературовед Н.Н. Скатов нашёл очень яркую метафору: «Панаев мог травой лечь под некрасовский камень, а с Панаевой – на камень нашла коса». Наверное, поэтому итогом шестнадцатилетних отношений стал разрыв.

Характер А.Я. Панаевой сформировали драматичные обстоятельства её жизни. Родилась Авдотья (Евдокия) Яковлевна в артистической семье. Мать Панаевой была «домашним тираном» - у Некрасова в этой роли выступал отец. Авдотьей Яковлевной в 1848-м году была написана автобиографическая повесть «Семейство Тальниковых» (запрещена; увидела свет лишь в 1928-м году), поднимающая тему деспотизма в семье. Совсем юной девушкой Авдотья Яковлевна вышла замуж за Ивана Ивановича Панаева. После смерти мужа (1862-й год) рассталась с Н.А. Некрасовым и вскоре стала официальной женой литератора А.Ф. Головачёва. В этом браке родилась дочь, которая известна как писатель и поэт Евдокия Нагродская. В гражданском союзе с Некрасовым родились два сына, умершие в младенчестве.

Время, проведённое с А.Я. Панаевой, Н.А. Некрасов неоднократно называл самым счастливым. Авдотья Яковлевна почти до конца жизни поэта оставалась его Музой – именно она является героиней трёх знаменитых Элегий 1974-го года, написанных в разгар отношений с другой женщиной, будущей женой. Продолжительный и трудный роман сохранился для потомков в «романе» стихотворном – поэтическом цикле Некрасова, называемом «панаевским». Новым в любовной лирике Некрасова были не только слова, но и переключение главного внимания на женщину – одну женщину, героиню внутренне цельного цикла. Поэт показал не один (мужской), а два (его и её) характера, из которых женский выходит на первый план. И ещё: именно Авдотья Яковлевна дала Николаю Алексеевичу тот необходимый всему его творчеству нерв – нерв страстного страдания, окрасивший не только жизневосприятие поэта, но и придавший определённый тон его лире. Стихи «панаевского» цикла («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Тяжёлый крест достался ей на долю…», «Прощание», «Я не люблю иронии твоей» и другие) давно стали хрестоматийными в самом лучшем смысле этого слова и вошли в золотой фонд русской поэзии.

II. Зинаида Николаевна Некрасова.

Зинаида Николаевна Некрасова
Зинаида Николаевна Некрасова

Настоящее имя венчанной жены поэта Фёкла Анисимовна Викторова. Мы не знаем ни точной даты рождения спутницы последних лет Некрасова, ни её происхождения. Поэт записал её в завещании как «дочь умершего солдата», родные Николая Алексеевича считали «крестьянкой» – в любом случае простая молоденькая девушка, которую Некрасов встретил в свои 48, была ему не пара. А стала – судьбой. Той самой, которая «и в горе, и в радости».

Встретились они в 1870-м – Некрасов рассчитывал на лёгкие, ни к чему не обязывающие отношения: снял Фёкле Анисимовне квартиру и иногда «заезжал». Однако вскоре возлюбленная переехала к поэту на Литейный – Николай Алексеевич в ней нуждался. Нанял девушке преподавателей, сам учил её грамотно писать, одевал «как куколку», возил по театрам, пристрастил к охоте – всё по известному произведению Бернарда Шоу. Некрасов назвал Фёклу Зиной и дал отчество (по своему имени). Было много путешествий, радости, счастья – настоящее утешение, посланное Богом зрелому исстрадавшемуся мужу. Только в стихах её не было – впрочем, как и других женщин (за исключением А.Я. Панаевой). Оказалось, до поры до времени.

В январе 1876-го года Некрасову ставят диагноз: рак прямой кишки. Страшные страдания начались уже весной, и сразу появляется стихотворение «Ты ещё на жизнь имеешь право», дающее возможность и моральное право Зинаиде уйти. Она не ушла – став другом, сиделкой, самым близким, единственным человеком – не только в оставшейся жизни, но и в поэзии. То есть Зинаида Николаевна стала по факту женой – и Некрасов обвенчался с ней весной 1877-го года. Хотел ли он её обеспечить? – безусловно, да. Но он мог сделать это и по-другому. Уходя, поэт хотел назвать венчанной женой женщину, которую любил. И которая любила его.

«Боже! Как он страдал, какие ни с чем не сравненные муки испытывал. Сиделка была при нём, студент-медик неотлучно дежурил, да не умели они перевязывать, не причиняя боли. «Уберите от меня этих палачей!» - не своим голосом кричал муж, едва прикасались они к нему. Всё самой приходилось делать… В таком состоянии была в то время, никакими словами не расскажешь. Ведь целых два года спокойного сна почти не имела. После смерти мужа как в тумане, как в полусне каком-то ходила. Пухнуть начала… просто утомлена свыше сил человеческих была,» - вспоминала Зинаида Николаевна спустя годы.

Двести уж дней,

Двести ночей

Муки мои продолжаются;

Ночью и днем

В сердце твоём

Стоны мои отзываются

Двести уж дней,

Двести ночей!

Тёмные зимние дни,

Ясные зимние ночи…

Зина! Закрой утомлённые очи!

Зина! Усни!

(З<и>не)

После смерти поэта его молодая жена осталась старухой «с жёлтым лицом». Верность Некрасову Зинаида Николаевна хранила все 36 лет, отпущенные ей судьбой без него. Она была забыта всеми друзьями и соратниками мужа, не признана его роднёй, обобрана случайными людьми – и умерла в Саратове в 1915-м году. После смерти Николая Алексеевича Зинаида Николаевна выкупила место рядом с Некрасовым для себя – однако последняя воля её не была исполнена.

Остались пронзительные стихи и посвящение к поэме «Дедушка» («З-н-ч-е»). Осталась красивая история любви, которая оказалась сильнее смерти.

З<и>не

Пододвинь перо, бумагу, книги!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мертвый пал!

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот еще красивая картина —

Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучителем недугом

Позабыл о смерти твой поэт!

Шпаковская О.Ю., главный библиотекарь библиотеки им. В.М. Шукшина.