В декабре 2022 года новый танкер "Океанский проспект" был передан в эксплуатацию компании-заказчику. Это — судно типа "Афрамакс", третье в серии крупнотоннажных судов. Дедвейт танкера — 114 тысяч т. Его строительством занимался судостроительный комплекс "Звезда", который работал и над другими судами проекта.
Программа строительства судов
Заказчиком проекта является группа компаний "Совкомфлот". В 2018 году в рамках Восточного экономического форума она заключила соответствующий контракт с ССК "Звезда". Этот проект внес заметный вклад в экономику Приморского края, поскольку способствовал созданию новых рабочих мест в судостроительной отрасли. Но еще важнее то, что это — места в высокотехнологичной отрасли, требующей постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новых методов, повышения энергоэффективности.
Хотя владельцем танкера является "Совкомфлот", договор заключен с последующим фрахтованием компанией "Роснефть", при участии компаний "Арктик-Лизинг" и "СКФ Эко". Сразу после заключения соглашения приступили к разработке проекта. Резка металла для первого танкера началась в июне 2020 года, через несколько месяцев состоялась закладка, и в мае 2020 года танкер был спущен на воду. Затем последовал второй — в августе 2022 года. Они получили названия "Владимир Мономах" и "Владимир Виноградов". А в декабре был передан в эксплуатацию третий, названный "Океанский проспект" в честь центральной улицы Владивостока.
Всего ССК "Звезда" должен построить 12 танкеров типа Афрамакс. Три уже спущены на воду, и по состоянию на конец декабря 2022 года на заводе ведется строительство еще четырех. Также этот проект предполагает строительство газовозов.
Характеристики танкера
Все суда типа Афрамакс предназначены для перевозки нефтепродуктов. Они не имеют ограничений по району плавания. Суда предназначены для экспортных перевозок нефти. Длина нового танкера составляет 250 мпри ширине 44 м. Конструкцией судна предусмотрена вертолетная площадка.
"Океанский проспект" — головное судно "зеленого" танкерного флота России. Эксплуатация танкера под осуществляться под российским флагом. В экипаже будет только российские моряки — поэтому проект обеспечивает дополнительные рабочие места и в морской отрасли.
Тип танкеров Афрамакс
Этим термином в классификации AFRA обозначают танкеры дедвейтом от 80 до 120 тысяч т и мощностью силовой установки в пределах 13-17 тысяч кВт. При таких характеристиках танкеры могут развивать скорость в 15 узлов.
Большинство танкеров типа Афрамакс используются в мире для перевозки нефти в условиях акватории какого-то одного моря — например, Средиземного или Карибского. Новые танкеры ССК "Звезда" можно использовать в любых климатических условиях. На мировом рынке они пользуются спросом, поскольку ими можно перевозить нефть из стран ОПЭК, где большинство гаваней не подходит для более крупных танкеров. До недавнего времени танкеры такого типа строили в основном в Китае и Южной Кореи. Но теперь они появились и в России — после того, как в 2016 году было закончено строительство верфей "Звезда". "Владимир Мономах" стал первым танкером типа Афрамакс, построенным в России.
Преимущества СПГ-двигателей
Нефтеналивной танке нового поколения может работать в сложных ледовых условиях. Он был разработан для эксплуатации в субарктических морях и в Балтийском регионе. При этом судно оснащено главное и вспомогательной энергетическими установками, которые могут работать как на традиционных видах топлива, так и на СПГ — сжиженном природном газе. Это — важное преимущество судна, поскольку СПГ-двигатели — это высокая эффективность при сниженных выбросах вредных веществ:
· мелкодисперсные частицы сажи вообще не попадают в атмосферу, поскольку не образуются при использовании газа;
· углекислого газа выделяется на 94% меньше;
· выброс оксида серы уменьшается почти до нуля.
Это дает важное конкурентное преимущество по сравнению с танкерами, которые работают на тяжелом топливе.
Почему используется СПГ-топливо
Компания "Совкомфлот" занимается внедрением двигателей на СПГ в качестве основного топлива уже пять лет, с 2018 года. Разработка таких установок стала необходимой в связи с тем, что в 2020 году вступили в силу изменения в международные нормативные документы, которыми ограничиваются вредные выбросы.
Но помимо экологического эффекта, СПГ-двигатели дают экономические преимущества. Их эксплуатация означает снижение расходов на 4-5 тысяч долл. в сутки. В этом отношении переход на такие установки сравним с тем, что произошел в прошлом веке при отказе от угля в пользу нефти. Даже при кризисных условиях на рынке топлива эксплуатация танкеров будет приносить прибыль.