В Республике Алтай впервые в истории дикой природы России удалось на камеру обычного смартфона заснять четырех снежных барсов. Это были четыре взрослые особи. Видео снято днем, с большим приближением камеры, поэтому качество получилось достаточно низким. Однако это уникальный материал.
Его снял инспектор дирекции ООПТ Алтая и природного парка «Уч-Энмек» Эзен Санакаев в ходе патрулирования территории заказника «Шавлинский» в долине реки Аргут в Республике Алтай. Ученый рассказал, что увидел хищников в восьми метрах от себя. Он кинулся за смартфоном, но пока бегал они успели убежать далеко.
Четыре котенка — большая удача
«Случай уникален втройне, — подчеркивает координатор проектов Всемирного фонда дикой природы Александр Карнаухов. — В дикой природе в принципе никто и никогда не снимал четырех снежных барсов ни смартфоном, ни обычной камерой. Четыре котенка в выводке снежных барсов — большая редкость. Обычно самки ирбисов приносят два-три. Поэтому такой выводок даже автоматическими камерами зафиксировать сложно. Встретить невероятно редкого и скрытного зверя в дикой природе почти невозможно. В России таких встреч мало. А тут инспектор не только нос к носу столкнулся в горах с четырьмя снежными барсами, так еще и успел снять видео выводка».
Ученые поясняют, что ирбисы не живут прайдами или стаями как, например, львы. Барсы предпочитают держаться одиночками. В группах обычно собираются самка и детеныши. Потом котята отделяются от матери. Вероятно на этом видео представлена мать и ее выводок. Судя по кадрам, котята уже подросшие и к лету они начнут жить самостоятельно.
Случай фотофиксации выводка снежных барсов из четырех котят в России только один, при этом фото получено с помощью автоматических камера. В 2018 году предположительно самку по имени Юта «поймали» фотоловушки Сайлюгемского нацпарка также в долине реки Аргут. Случай видеофиксации ирбиса смартфоном произошел в Республике Алтай в феврале прошлого года. Кадры ирбиса также заснял сотрудник Дирекции ООПТ Республики Алтай Арбын Амыев.
Видео снимали с большим приближением. Скрин: Дирекция ООПТ Алтая / WWF России
«Прошлой зимой своим смартфоном заснял одного снежного барса в двух километров от того места, где в январе Эзен Санакаев видел четырех ирбисов, — рассказывает начальник отдела «Природный парк «Уч-Энмек» Дирекции ООПТ Республики Алтай Арбын Амыев. — После встречи с ирбисом я тогда установил в том месте фотоловушку, которая также зафиксировала зверя. Мы планируем установить здесь больше автоматических камер и пристально следить за группировкой, уделять внимание охране. Точное место мы, конечно, не раскрываем, чтобы не привлекать внимание нарушителей».
Встречи людей со снежными барсами на Алтае за последние пять лет фиксируют все чаще. В марте 2022 года ирбиса заснял камерой инспектор Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай. В 2019 году сотрудник Сайлюгемского нацпарка получил одно из лучших фото и видео ирбиса в России. С 2000-х годов в России таких случаев не более 15.
Охоту на козерога запретили
Долина реки Аргут — важнейший очаг обитания снежного барса в России. Здесь создан региональный заказник «Шавлинский» и кластер нацпарка «Сайлюгемский», обитает крупнейшая в РФ группировка сибирского козерога — главной добычи снежного барса.
Хорошей новостью для будущего снежных барсов и всей природы России стал запрет охоты на козерогов в Республике Алтай. Такое решение после консультаций с учеными и местными жителями принял глава региона Олег Хорохордин.
По данным регионального комитета по охране объектов животного мира, за последние 10 лет численность сибирского горного козла в охотничьих угодьях Республики Алтай снизилась с 8810 до 3387 особей. Сибирский горный козел — главная пища редкого снежного барса.
«Благополучие и численность редкого хищника напрямую зависят от количества козерога. Закрытие охоты — правильное решение, мораторий позволит сохранить животных, численность которых резко сокращается», — подчеркивает Илья Морозов.
Специалисты отмечают, что низкая численность козерога уже сказалась на группировке снежного барса на хребте Чихачева. По словам старшего инспектора проектов Всемирного фонда природы в Алтае-Саянском экорегионе Александра Корнаухова, здесь нет ни одной охраняемой территории, а охрану осуществляет единственный инспектор, закрепленный за Кош-Агачским районом, самым большим и высокогорным районом республики.
Козероги живут в горных труднодоступных территориях, туда сложно попасть, эти места трудно охранять. Поэтому мораторий на охоту — только первая мера. Всегда найдутся те, кому закон не писан. Ученые надеются, что Олег Хорохордин рассмотрит и вопрос увеличения штата инспекторов в регионе. Все это поможет защитить животных от браконьеров и нарастить их численность.
По данным Всемирного фонда дикой природы, в России осталось не более 70-90 снежных барсов, это два процента от мировой популяции, которая насчитывает от четырех до шести тысяч особей.
Автор: Александр Захаров