Виртуальная реальность (virtual reality, VR) – это созданная с помощью компьютера симуляционная среда, с которой человек может взаимодействовать. Человек погружается в искусственно созданную среду, в которой он может использовать находящиеся в ней объекты и осуществлять различные действия.
Дополненная реальность (augmented reality, AR) – это среда, дополняющая реальный физический мир виртуальными объектами, созданными на компьютере, в режиме реального времени. Таким образом, дополненная реальность добавляет искусственные элементы, изменяя восприятие реального мира, а виртуальная реальность создает новый искусственный мир.
Применение виртуальных миров в образовании может быть очень широким: профессиональная подготовка, обучение социальным навыкам, формирование картины мира, исправление девиантного поведения и пр. [Лукша, 2014].
Преимущества использования технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе
- формирование умений и навыков осуществления деятельности по проектированию и моделированию предметного мира
- развитие воображения, наглядно-образного, наглядно- и предметно-действенного, абстрактно-логического, а также теоретического и практического мышления, что позволяет обучаемому изучать не только реальные объекты, процессы и явления, но и воспроизводить их в образовательных целях
- понимание и осознание сущности уникальных явлений и процессов
Направления использования технологии дополненной реальности в образовании [Yuen, 2011]:
- Книги с дополненной реальностью
- Дидактические игры с дополненной реальностью
- Моделирование объектов
- Учебные курсы и группы упражнений для тренировки определенных навыков
С учетом развития мобильных технологий и увеличения емкости каналов передачи данных, можно предположить, что технология дополненной реальности может стать повсеместно распространенной уже в ближайшие 5-10 лет [Лукша, 2014].
Образовательные платформы для создания виртуального мира в классной комнате
VAcademia – на данной платформе учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, ученики и учителя присутствуют на занятии в виде трехмерных персонажей–аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное очное.
CoSpacesEDU – кросс-платформенный сервис, ориентированный на самостоятельную работу обучаемых всех возрастов, развитие воображения, использование творческого и инновационного подхода для различных предметных областей. Галерея содержит примеры, что облегчает освоение системы и начало работы.
Nearpod – платформа для создания виртуального мира в классной комнате, на которой создано уже несколько тысяч готовых уроков в сотрудничестве с издательствами.
Сайты с виртуальными экскурсиями
Инструменты для создания виртуальных экскурсий
Программы и оборудование для виртуальной и дополненной реальности
- Unigine Engine – кросс-платформенное ПО для симуляторов, систем виртуальной реальности и компьютерных игр российской компании UNIGINE.
- ARCore – среда разработки дополненной реальности от Google.
- ARKit – среда разработки дополненной реальности от Apple.
- Google AR & VR – оболочки с набором готовых демонстрационных примеров разработки AR и VR.
- Oculus – оболочка для разработки, а также комплекты оборудования для виртуальной реальности по принципу "всё в одном".
- SteamVR – универсальный инструмент для погружения в виртуальную реальность с любым VR-оборудованием. Система поддерживает шлемы Valve Index, HTC Vive, Oculus Rift, Windows Mixed Reality и другие.
- Unity – инструменты для разработки трехмерной графики с поддержкой технологий AR и VR.
- Unreal Engine – возможности платформы позволяют использовать её в различных сферах: от архитектуры и проектирования автомобилей до разработки игр и дополнения ТВ-трансляций графическими материалами.
- Vuforia – платформа для разработки приложений в рамках дополненной реальности с широким набором инструментов.
- Windows Mixed Reality – среда поддерживает разработку приложений для различных устройств.