Найти тему
Practicum

Технологии виртуальной и дополненной реальности👌

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) – это созданная с помощью компьютера симуляционная среда, с которой человек может взаимодействовать. Человек погружается в искусственно созданную среду, в которой он может использовать находящиеся в ней объекты и осуществлять различные действия.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) – это среда, дополняющая реальный физический мир виртуальными объектами, созданными на компьютере, в режиме реального времени. Таким образом, дополненная реальность добавляет искусственные элементы, изменяя восприятие реального мира, а виртуальная реальность создает новый искусственный мир.

Применение виртуальных миров в образовании может быть очень широким: профессиональная подготовка, обучение социальным навыкам, формирование картины мира, исправление девиантного поведения и пр. [Лукша, 2014].

Преимущества использования технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе

  • формирование умений и навыков осуществления деятельности по проектированию и моделированию предметного мира
  • развитие воображения, наглядно-образного, наглядно- и предметно-действенного, абстрактно-логического, а также теоретического и практического мышления, что позволяет обучаемому изучать не только реальные объекты, процессы и явления, но и воспроизводить их в образовательных целях
  • понимание и осознание сущности уникальных явлений и процессов

Направления использования технологии дополненной реальности в образовании [Yuen, 2011]:

  1. Книги с дополненной реальностью
  2. Дидактические игры с дополненной реальностью
  3. Моделирование объектов
  4. Учебные курсы и группы упражнений для тренировки определенных навыков

С учетом развития мобильных технологий и увеличения емкости каналов передачи данных, можно предположить, что технология дополненной реальности может стать повсеместно распространенной уже в ближайшие 5-10 лет [Лукша, 2014].

-2

Образовательные платформы для создания виртуального мира в классной комнате

VAcademia – на данной платформе учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, ученики и учителя присутствуют на занятии в виде трехмерных персонажей–аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное очное.

CoSpacesEDU – кросс-платформенный сервис, ориентированный на самостоятельную работу обучаемых всех возрастов, развитие воображения, использование творческого и инновационного подхода для различных предметных областей. Галерея содержит примеры, что облегчает освоение системы и начало работы.

Nearpod – платформа для создания виртуального мира в классной комнате, на которой создано уже несколько тысяч готовых уроков в сотрудничестве с издательствами.

Сайты с виртуальными экскурсиями

Инструменты для создания виртуальных экскурсий

Программы и оборудование для виртуальной и дополненной реальности

  • Unigine Engine – кросс-платформенное ПО для симуляторов, систем виртуальной реальности и компьютерных игр российской компании UNIGINE.
  • ARCore – среда разработки дополненной реальности от Google.
  • ARKit – среда разработки дополненной реальности от Apple.
  • Google AR & VR – оболочки с набором готовых демонстрационных примеров разработки AR и VR.
  • Oculus – оболочка для разработки, а также комплекты оборудования для виртуальной реальности по принципу "всё в одном".
  • SteamVR – универсальный инструмент для погружения в виртуальную реальность с любым VR-оборудованием. Система поддерживает шлемы Valve Index, HTC Vive, Oculus Rift, Windows Mixed Reality и другие.
  • Unity – инструменты для разработки трехмерной графики с поддержкой технологий AR и VR.
  • Unreal Engine – возможности платформы позволяют использовать её в различных сферах: от архитектуры и проектирования автомобилей до разработки игр и дополнения ТВ-трансляций графическими материалами. 
  • Vuforia – платформа для разработки приложений в рамках дополненной реальности с широким набором инструментов.
  • Windows Mixed Reality – среда поддерживает разработку приложений для различных устройств.