В первых числах января 1881 г Достоевский поделился мыслями с писателем Д. В. Григоровичем, что «не переживёт нынешней зимы». Его слова оказались пророческими. 28 января 1881 года на 60 -м году жизни Фёдор Михайлович Достоевский умирает. Основной диагноз - хронический бронхит и туберкулез легких. Русский философ Николай Страхов, присутствовавший на похоронах писателя, описал увиденное: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило».
Возможно, Страхова поразил масштаб пришедших проститься с писателем людей. По разным оценкам - от 10 до 30 тысяч. Но поражает больше всего не впечатления Страхова, который, к слову, спустя года в своем письме к Льву Толстому нелицеприятно выскажется о Достоевском.
Мое удивление в ином - поразительное стечение сразу нескольких обстоятельств, головокружительных сценариев, которые сплелись в унисон с историческими пророчествами и предсказаниями Достоевского, с его жизнью и смертью. И все они как никогда актуальны. Как и романы автора.
За пол года до смерти, Достоевского пригласили на открытие памятника Пушкину в Москве. Увековечить имя величайшего русского поэта хотели еще в 1837 году, после трагической гибели, но на реализацию идеи ушло 43 года. Торжественное открытие памятника на Страстной площади состоялось 6 июня 1880 г. Тверской бульвар был заполнен общественными деятелями, политиками, интеллигенцией и всеми неравнодушными к творчеству поэта людьми.
Открытие памятника Пушкину праздновалось три дня. На второй день празднования, на заседании Общества любителей российской словесности, Федор Михайлович произнес свою знаменитую 45-минутную речь, вошедшую в историю, как «лебединая песня писателя Достоевского поэту Пушкину».
Отношение Достоевского к наследию поэта было пропитано всеобъемлющей любовью и уважением. А скоропостижная гибель главного поэта России для писателя была личной трагедией. На момент смерти Пушкина Достоевскому было всего 16 лет. Он был молод и горяч, и как большинство неокрепших умов молодежи того времени интересовался настроениями революционного характера. За что впоследствии угодил на эшафот, но в последний момент после того как была дана команда "Заряжай", на плацу появилась карета, из которой вышел офицер с свертком в руках. Остановив казнь, он зачитал царское помилование. Всем арестантам приговор заменили на ссылку и каторжные работы.
Достоевскому на тот момент было всего 28 лет. И этого внутреннего состояния ожидания исполнения приговора, запаха пороха и свинца он уже никогда не забудет. Показательная порка в назидание другим была усвоена.
В этом плане судьбы двух мастодонтов русской литературы были схожи. Поэт побывал в царской опале дважды, но со временем на смену необузданного темперамента и горячего нрава пришли успех, слава и признание. Писателю Достоевскому одного урока царского негодования и милости было достаточным.
Объединяло их еще и то, что Гений плодовитого поэта и писателя был признан при их жизни, и это редкий феномен для русской литературы.
Несмотря на головокружительный успех и увесистый вклад в русскую литературу памятники после их смерти ставить не спешили. Бюрократия и вихрь исторических событий вносили свои коррективы. Пушкину через 43 года, Достоевскому через 37 лет. Разница была лишь в том, что Достоевской умер еще в Царской России, в императорской, а увековечили его имя уже после падения империи Романовых - в 1918 году. Говоря устами сына писателя Федора Федоровича Достоевского - это не памятник, а уродство. Так оно и было.
Кстати, сына Достоевского сие культурное событие спасло от расстрела. Новая большевистская власть революционеров ни с кем особо не церемонилась и если бы не смекалка сына писателя, возможно мы бы и не узнали об этом драматическом эпизоде из его жизни. Проживал Федор Федорович в Симферополе, а после смерти матери он нередко перевозил из Москвы и Петербурга редкие семейные архивы. В одну из таких поездок в 1918 году его арестовали по подозрению в конспирации и сбыте ценных материалов. Приговор вынесли моментально - Расстрел! Когда его выводили во двор он вдруг выпалил:
«Подлецы, моему отцу ставят памятник в Москве, а вы меня расстреливаете».
Местные чекисты о Достоевском ничего не знали, но его слова возымели свое действие и со словами «убирайся отсюда», отпустили. Памятник к слову действительно установили, в рамках проекта большевистской пропаганды. Первоначально на Цветном бульваре, а спустя 18 лет монумент переехал к зданию Мариинской больницы. И там он смотрелся органичней, ведь то что посвятили Достоевскому мало походило на великое искусство. Достоевский был больше похож на мученика и пациента той самой больницы. Ощущение, будто писателя увековечили не за его литературное наследие. Сын писателя возмутился скульптуре, ненавидел и даже хотел ее взорвать. Но в конце концов смирился.
Благо в 1997 году адекватный памятник Достоевскому все же появился. У здания Российской государственной библиотеки в Москве. Но ощущение, что Федор Михайлович куда - то скатывается присутствует.
Благодарность от бесов
И еще относительно памятника Достоевскому 1918 года. Существует известная байка, что когда на министра просвещения Луначарского набросились с резонными вопросами: «Что же вы, большевики, делаете, Анатолий Васильевич, церкви уничтожаете, или устраиваете там клубы, памятники ломаете», Луначарский ответил:
«Да позвольте, ничего подобного. Только что Владимир Ильич Ленин подписал план монументальной пропаганды. Будем ставить памятники тремстам лучшим сынам России».
«И Достоевскому будете памятник ставить?» – спросил один профессор Духовной академии.
«Ну конечно, и Достоевскому будем ставить памятник. Он, собственно, уже готов. Скоро будем открывать. Вот только надпись не можем подобрать».
«Я могу вам помочь. Надпись должна быть такая: «Федору Достоевскому – от благодарных бесов».
Байка это или исторический факт - остается гадать. Но памятник все же появился, а бесовских благодарностей на нем не было.
Роман - пророчество
Импульсом к такого рода легендам послужило произведение Достоевского «Бесы». Роман - предсказание, роман - предостережение. Был написан в 1870-1872 гг. Достоевскому удалось предсказать исторические события России, связанные с сменой царского режима и приходом к власти революционеров. Отображенное в романе катастрофическое пророчество, писалось Достоевским при тщательном изучении деятельности революционера Нечаева. Автор радикального «Катехизиса революционеров» и «Общества народной расправы» впечатлил писателя и одновременно ужаснул. Достоевский мастерски отобразил свои опасения относительно надвигающейся катастрофы, когда неокрепшие умы молодежи на своем кровавом пути будут сметать всё нравственное и незыблемо духовное.
Большевики роман сначала полюбили, а после 1935 г он был запрещен советской властью. Возможно поэтому и памятник «сьехал» с привычного места к больнице. Произведение вошло в список сочинений Достоевского после «хрущевской оттепели», а окончательно запрет был снят в 1989 г, перед развалом СССР. Совпадение? Не думаю…
Главный бес - Нечаев
Что до самого революционера Нечаева - Третий отдел царской полиции обладал огромной армией внештатных сотрудников и агентов, и деятельность Нечаева была выявлена. И подобно всем революционерам, вожделеющих о сотворении зла без возмездия, Нечаев поджал хвост, сбежав за кордон. В Мекку политического убежища для революционеров всего мира - в Женеву. Каково же было его удивление, когда по запросу министра Горчакова Женева выдала Нечаева России, как уголовного преступника. Женева выдает уголовных, а политических нет. Его аккуратненько этапировали и арестовали.
Это было в 1872 году, в том самом, когда Достоевский опубликовал пророческий труд «Бесы». А в 1873 г. над Нечаевым состоялся суд. Приговор о двадцати годах ссылки на рудники был перечеркнут росчерком царя - «заменить срок 20 лет на НАВСЕГДА». И вместо труда тяжкого на рудниках, народовольца поселили в уютные апартаменты русской Бастилии - Петропавловской крепости.
Арестанта неплохо кормили и удовлетворяли почти все прихоти по закупке книг в местную библиотеку. В том числе «Бесов» Достоевского.
Спустя три года он просил, нет не просил, а требовал пересмотра дела. Писал он на имя самого Императора, но оно не было удовлетворено. Там, в 1882 году арестант под номером 5 и скончался - в полной изоляции и одиночестве.
Тем не менее, ему удалось пережить писателя Достоевского и своего заклятого врага - царя Александра II. Всего на год.
Квартиры бесов и пророка
По части везения императору не было равных - ликвидировать его революционеры смогли только с 6-й попытки. Первое покушение было совершено 4 апреля 1866 года, последнее - 1 марта 1881 г.
И вот как раз последнее покушение было спланировано и организовано в многокомнатной квартирке N 11 дома N 5 Кузнечного переулка. Арендовал ее революционер Баранников - участник всех покушений на императора Александра II. А за тоненькой стенкой их квартирки, в квартире N 10, с октября 1878 г трудился гениальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Бесята подселились к своему пророку, и не зная о существовании друг друга они так и жили. Нынче в квартире N 10 располагается музей Достоевского.
Любопытно, что к полуночи в квартиру Баранникова вламывается Третий отдел царской полиции. Облава удачная, Баранников арестован, а за стеной в это же время у Федора Михайловича начинается первое кровотечение. К четырем часа дня в стенах квартирки N11 осуществлена еще одна облава - арестован поддельник Баранникова, а за тонкой стенкой снова трагедия - вторая волна кровотечения - предсмертная.
Удивительны совпадения во времени. Быть может Достоевский все слышал и от волнения его болезнь усугубилась? Но был ли страх основной причиной? Страх или волнение и переживание за своих молодых бесовских героев, живущих за стенкой? Или предчувствие не только своей смерти, а бесовской анархии, которая вот-вот, совсем скоро перевернет страницу русской истории кровавыми ручищами.
Федор Михайлович подозвал супругу и спокойным голосом предупредил, что умирает. Попросил Евангелие от Матфея, взял слово с детей своих не совершать зла и преступлений, и неустанно просить прощения у Бога. Затем причастился и закрыв глаза растворился в вечности.