Привет, читатель! Это будет наша предпоследняя статья в рубрике "История Семи Королевств", ведь дальше нас ждет только смерть Безумного Короля, которая привела к окончанию правления династии Таргариенов в Вестеросе. Здесь мы с вами попробуем собрать воедино всю информацию о знаменитом восстании Роберта Баратеона, структурировать её и поразмышлять над истинными мотивами. Присаживайтесь поудобнее!)
Итак, Причины восстания:
Если вы думаете, что единственной причиной восстания было похищение Лианны Старк, то вы ошибаетесь. Похищение девушки лишь подтолкнуло Роберта и Старков к этому шагу, но первостепенной и истинной причиной было, конечно же, безумие короля, которое овладело им окончательно и бесповоротно. Эйерис видел предателей на каждом сантиметре Вестероса, что не могло не повлиять на его разум. Он даже в Рейегаре видел угрозу, но больше всего его беспокоило то, что происходило севернее Королевской Гавани.
В истории Вестероса мейстеры назвали этот период времени как "Южные амбиции". Что происходило? Четыре великих дома - Старки, Аррены, Талли и Баратеоны начали активно укреплять отношения друг с другом: Эддард Старк и Роберт Баратеон были воспитанниками Джона Аррена в Орлином Гнезде, Роберт был помолвлен с Лианной, а Брандон Старк - с Кейтилин Талли. Кроме того, изначально планировалось выдать Лизу Талли замуж за Джейме Ланнистера! Это помолвка была даже согласована между Тайвином Ланнистером и Хостером Талли. Два лорда уже обсудили приданное и дали возможность детям познакомиться друг с другом, но Эйерис, как мы знаем, нарушил все планы тем, что призвал Джейме в Королевскую Гвардию. Такой брак присоединил бы к союзу и Ланнистеров, и тогда, эти великие дома стали бы вовсе непобедимыми, а заговор, которого так сильно боялся Эйерис, оказался бы более чем реальным.
Турнир в Харренхолле
Подробно об этом турнире мы говорили здесь, но стоит упомянуть о том, что происходило на этом турнире, до сих пор остаётся загадкой. Возможно, именно там, именно тогда, родились первые мысли о восстании, потому что после появления короля, всем было ясно: " Король безумен".
Арест и казни
Когда похищение случилось и Рейегар увез Лианну в своё тайное убежище - Башню Радости, старший брат Лианны - Брандон Старк, в сопровождении своих друзей, среди которых были представители домов Аррен, Маллистер, Ройс и Гловер, отправился в столицу, думая, что принц там. У ворот Красного Замка Брандон потребовал поединка с Рейегаром, но вместо желаемого, Брандон и все его спутники были брошены в темницу. Эйерис обвинил молодых людей в измене и потребовал, чтобы в столицу прибыли их отцы. Рикард Старк, прекрасно понимая, что ему нужно держать ответ за действия своего сына, отправился в столицу собрав остальных отцов и "две сотни своих лучших людей", но это ему не помогло, ведь Старкам не везёт на юге.
Согласно рассказу Джейме Ланнистера, Рикард вызвал Эйериса на поединок, и Эйерис даже согласился. Старк явился в Тронный Зал в доспехах, думая, что ему предстоит сразиться с одним из гвардейцев, но его схватили, подвесили к балкам зала и развели под ним костёр - Эйерис объявил, что бойцом дома Таргариенов выступит Огонь. Его сыну, Брандону Старку, надели на шею мокрый кожаный шнур, который был прикреплён к особому приспособлению, а меч бросили вне его досягаемости. Механизм работал так, что чем сильнее тянулся Брандон к мечу, тем крепче затягивалась петля на его шее. В итоге Рикард Старк зажарился в собственных доспехах, а его сын и наследник удавился, пытаясь спасти своего отца. Никто, из отправившихся с Рикардом и Брандоном, не вернулись назад и именно казнь северян была той самой точкой невозврата, после которой избежать восстания было уже невозможно.
Конечно, после казни старших Старков, Безумный Король приказал Джону Аррену выдать Эддарда Старка и Роберта Баратеона. Оба юноши уже достигли совершеннолетия, и один, после казни брата и отца, стал лордом Винтерфелла, а второй имел маленькое, но всё таки право на трон. (Баратеоны еще во времена первых драконьих королей, скрепили союз с Таргариенами, и, если копнуть поглубже, Роберт Баратеон приходится очень дальним родственником Рейегару и самому Эйерису. А хорошо знакомый вам персонаж по сериалу и книгам "Дом Дракона" - Рейенис Велларион - как раз дочка Эйемона Таргариена (сын Джейехериса) и Джослин Баратеон). Джон Аррен не выполнил приказ Эйериса, а сам созвал знамёна Долины и поднял мятеж.
Ход восстания
Этот Баратеон бесстрашен, — сказал я, — и сражается, как подобает королю». Мейстер усмехнулся на это и заявил, что принц Рейгар скоро подавит мятеж. Вот тогда Старк и молвил: «В этом мире нет ничего достоверного, кроме зимы. Конечно, мы можем потерять головы, но что, если мы победим? Танец с драконами, Давос I
После того, как Тайвин Ланнистер ушел с поста десницы, на этот пост был назначен пожилой Оуэн Мерривезер, который ранее отличился лишь тем, что закатывал пышные пиры и льстил королю. Новый десница не серьёзно принял восстание и всё, что он сделал, это разослал разным мелким лордам приказы подавить восстание и прислать ему головы мятежников. В течении всего пребывания на посту десницы Мерривезер так и не собрал армию, чтобы выступить из Королевской Гавани.
В Долине же, повстанцы действовали более решительно, хоть и не вся Долина встала на призыв своего сюзерена. Чаячий город - главный порт Долины - закрыл свои ворота и Роберту Баратеону пришлось брать его штурмом. После победы, Роберт отплыл в Штормовой Предел, чтобы созвать свои знамёна, но и там не все лорды его поддержали. Эддард Старк, в свою очередь, незамедлительно отправился на Север, чтобы собрать войска.
Интересная деталь: По рассказу одного из очевидцев, рыбак, которого нанял Эддард Старк для переправы с Перстов, утонул, но его довезла дочь этого рыбака. По слухам, именно тогда был зачат Джон Сноу.
Битва у Летнего Замка
Как мы сказали выше, не все штормовые лорды поддержали Роберта. Трое лордов - Каффен, Фелл и Грандисон решили соединить свои силы у Летнего Замка и выступить на Штормовой Предел, чтобы взять Роберта в плен и передать Безумному Королю. Роберт, узнав об этом, незамедлительно собрал всех имеющихся в наличии воинов и тут же выступил на Летний Замок. Там, в течение одного дня, он поочередно разбил всех троих лордов. Лорд Фелл был убит самим Робертом в единоборстве, а остальных двоих он взял в плен. Прибыв обратно в Штормовой Предел, Роберт не относился к ним, как пленным, а решил последовать законам гостеприимства - пировал и охотился с пленниками. В итоге, войска всех троих лордов перешли на сторону Роберта и примкнули к восстанию.
Битва при Эшфорде
Когда Роберт собрал силы Штормовых земель, он двинулся на запад. Там он повстречался с силами Мейса Тирелла, который сохранил верность королю. Авангардом Тиреллов командовал, уже прославленный на тот момент воин, Рендилл Тарли. Это сражение чуть не положило конец восстанию, ведь Тарли почти разбил войско Баратеона, а сам Роберт был тяжело ранен. Мейс Тирелл же приписал эту победу себе, хотя, он, мягко говоря, прибыл на поле сражения намного позже самой битвы.
Сбор союзников
Пока Роберт воевал на юге, войска Севера во главе с Эддардом Старком перешли перешеек, а войска Долины перебирались через горы. Местом встречи стал Риверран. И, хоть жених Кейтелин умер, а Джейме Ланнистер теперь королевский гвардеец, Хостер Талли нашел куда пристроить дочерей. Ради сохранения союза, Кейтилин Талли вышла замуж за Эддарда Старка, а Лиза Талли вышла за уже старого - Джонна Аррена. Обе пары одновременно обвенчались в септе Риверрана и две недели находились в замке ожидая войска с Речных Земель. (примерно тогда был зачат первый сын Эддарда и Кейтелин - Робб, который родился как раз к концу восстания.) Несмотря на поддержку Хостера Талли, не все лорды Речных Земель присоединились к восстанию: Уолдер Фрей остался отсиживаться в замке, ожидая перевеса одной из сторон, чтобы потом присоединиться к победителям, а сыновья семьи Личестера, например, вообще сражались на обеих сторонах.
Примерно тогда Эйерис понял, что старый десница ни на что не годится и на смену нерешительному лорду Мерривезеру пришел молодой, но горячий Джон Коннингтон, который сразу же собрал войска и двинулся в погоню за мятежниками. Роберт же, после поражения при Эшфорде, отступал на Север.
Осада Штормового Предела
Об этой осаде мы немало слышали в сериале от Станниса Баратеона и от Даавоса Сиворта, поэтому не будем заострять на ней внимание. Опишем вкратце: армия Мейса Тирелла осадила Штормовой Предел, который Роберт оставил за своим младшим братом Станнисом. Этот замок находился вдалеке от всех военных действий, но всё же оставался безопасным путём отхода для Роберта. Мейс Тиррелл окружил замок с двух сторон - с земли и с моря, и продержал в таком положении целый год. Станнис отказывался сдавать замок, даже когда у него кончились припасы, люди голодали, а войны ослабели. В тот момент контрабандист Даавос Сиворт чудом проник через кольцо осады на море с продовольствием в виде рыбы и лука в трюмах своего судна, что помогло замку продержаться до самого конца войны. Если бы не Даавос, возможно Тиреллам бы удалось взять замок, получить ценных заложников и показать штормовым лордам перед кем на самом деле нужно приклонить колено.
Колокольная битва
Как мы помним, Роберт был тяжело ранен в битве при Эшфорде. Он укрылся в городке Каменная Септа, но тот самый новый десница уже нашел его след и начал прочесывать городок. Коннингтон выламывал двери каждого дома, обыскивал все бордели и подвалы и предлагал помилование всем, кто согласиться выдать мятежника. Но всё это было впустую ведь союзники Роберта перемещали его из одного тайника в другой до тех пор, пока он не оказался в борделе. (кстати, ему было там очень даже не плохо. Будучи тяжело раненым, он переспал с несколькими девицами).
Наконец к городку прибыли объединённые войска Старков и Талли и напали на королевскую армию во главе десницы. Роберт, услышав звуки битвы собрал сторонников и тоже присоединился. Сражение было жесточайшим, в результате которого было убито множество именитых рыцарей, Хостер Талли был тяжело ранен, а сам Коннингтон потерпел поражение и бежал. Эйерис же, узнав о поражении, снял облажавшегося десницу с поста и назначил нового - Кварлтона Челстеда, «десницу палицы и кинжала».
Эту битву прозвали колокольной, потому что во время сражения септоны и мейстеры били в колокола, предупреждая горожан об опасности.
Переломный момент восстания
Несмотря на то, что миновало уже много битв, ни одна из них еще не решила исход войны. Таргариены были далеки от поражения, а Роберт еще не отомстил. Безумный Король начал понимать, что восстание то всерьёз и его королевская особа всё таки в опасности. Эйерис решил использовать королевских гвардейцев в роли полководцев и поручил Барристану Селми и Джонотору Дарри собрать остатки армии Коннингтона и принять командование. Как раз к тому времени, к столице подошли дорнийские войска и в их главу встал Ливен Мартелл. Кстати говоря, Эйерис, помимо всего прочего, опасался еще и мятежа со стороны Дорна, поэтому при каждом удобном случае шантажировал Мартелла, что "у него" находится их принцесса. Как вспоминал Джейме Ланнистер, Эйерису «повсюду виделись изменники, а Варис усердно указывал ему на тех, кого он пропустил».
В это время, в столице наконец объявился Рейегар Таргариен, который вернулся, видимо, из Башни Радости. По возвращению, Рейегару удалось убедить отца написать Тайвину Ланнистеру, ведь его войска еще не выступили ни на одной из сторон. Однако, по словам Джейме, ни один из тех воронов, что улетел на Запад, не вернулся, что заставило короля нервничать еще больше. Именно тогда Эйерис решился на отчаянный шаг и, вместе со своим пиромантом, заминировал столицу диким огнём. В курсе этого был только сам Эйерис, его алхимики и, к всеобщему удивлению, Джейме Ланнистер.
Почему к удивлению? Да потому что Джейме был чуть ли не самым подозрительным из всех и Безумный Король не отпускал его ни на шаг от себя. С одной стороны, Эйерис надеялся, что Джейме послужит ему защитой от Тайвина Ланнистера, а с другой, сам того не ведая, посвящал "врага" в свои планы. Новый десница же, тоже прознал про планы короля и пытался его отговорить. Все попытки были тщетными и когда Челстед швырнул на пол цепь десницы, не желая учавствовать в планах короля, Эйерис сжег его заживо, а цепь повесил на Россарда - главу Гильдии Алхимиков.
Знаменитая Битва на Трезубце
По возвращении в столицу, Рейегару всё таки удалось сформировать две армии и выступить с ними навстречу мятежникам. В состав новых королевских войск входили: дорнийцы, подкрепление, которое ему послал Мейс Тирелл из Штормовых Земель, остатки армии Коннингтона и те войска, которые удалось найти принцу в Королевских землях. С силами примерно в 40 тысяч человек, Рейегар выступил на Север.
С мятежниками он встретился на переправе через реку Трезубец, на, тогда еще безымянном, Рубиновом броде. По силам две армии были примерно равны: 40 тысяч воинов у Рейегара, и из них примерно четыре тысячи рыцарей. У Роберта людей было поменьше, но здесь большую роль сыграл опыт воинов. У Рейегара большинство солдатов были новичками, тогда как войско Роберта были закалены предыдущими битвами.
В бою погибли или были ранены тысячи человек, а сама битва воспета в множестве песен. Так, например, Барристан Селми сразил сразу дюжину друзей Баратеонов и Старков, но сам получил серьезные ранения, после которых чуть не умер. Ливен Мартелл погиб от руки Лина Корбрея, также как и собрат Барристана по гвардии Джонотор Дарри.
Конечно же, в боевом поединке сошлись и командиры обеих армий - Роберт Баратеон и принц Рейегар. Их битва рассказана в сотнях историй и воспета тысячами бардов, но мы не можем не уделить ей должного внимание. Оба всадника, по рассказам очевидцев, сражались отважно: принц, несмотря на свои преступления, не был трусом. Он сумел даже ранить Роберта, но в конце концов громадная сила Роберта и желание отомстить за позор сделали своё дело. Итогом битвы стал знаменитый удар молота Роберта, который проломил латный нагрудник принца, ну и, соответсвенно, его грудную клетку. Принц погиб и сражение закончилось. Многие солдаты Таргариеновской армии, увидев смерть командира, побросали оружие и бежали с поля битвы.
Примерно в этот момент, на поле битвы появились войска Уолдера Фрея, и, я думаю, комментарии здесь будут лишними.
Брод переправы через Трезубец назвали Рубиновым, потому что после удара Роберта, с доспехов принца посыпались рубины, которые украшали его нагрудник. Многие с той и с другой стороны, перестав биться, попрыгали в реку за дорогими камнями.
После битвы, Роберт не в силах преследовать бежавших из-за ран, поручил это Эддарду Старку и доказал своё благородство не позволив добить израненного Барристана Селми. Вместо этого, он послал к рыцарю своего мейстера, чтобы тот его залатал.
Будущего короля любили и почитали все его друзья и союзники, но ему еще только предстояло стать королём, а это уже совсем другая история.